Редкий случай, когда интересы и государства, и гражданского общества в Беларуси совпали, вызывает здоровое любопытство: что стоит за всемирной акцией, актуальность которой понимают и правительственные мужи, и общественные деятели, и которую пока, как кажется, не до конца понимают обычные граждане? Корреспондент сайта Беларусской национальной платформы попытался разобраться вместе с координатором экологического товарищества «Зелёная сеть» Ярославом Бекишем.
— Ярослав, акцию «День без автомобиля» называют всемирной, однако в Беларуси почти никто не знает её историю…
— «День без автомобиля» — это, по большому счету, информационная акция: она пропагандирует пешее и велосипедное передвижение как способ уменьшить количество вредных выбросов в атмосферу наших городов. Корни этого движения лежат в начале 70-х годов прошлого века, когда под влиянием нефтяного кризиса по всему миру начали проходить спонтанные акции по отказу от автомобилей. Однако только с 2000-го года эти дни стали проводиться регулярно и системно. Этому способствовала программа «World Carfree Day», которую запустила организация «World Carfree Network».
— А Беларусь когда присоединилась?
— В Беларуси Всемирный день без автомобиля регулярно проходит с 2008 года. «Зелёная сеть» — активный организатор ряда мероприятий в течение последних трёх лет. Наши акции проходят при поддержке Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды.
К сожалению, не все всегда получается делать так, как хотелось бы. Если сравнивать с опытом других стран, то, например, перекрыть в День без автомобиля улицы, как это бывает в Праге, где в такой день перекрывается бОльшая часть Старого города, нам удалось, на моей памяти, лишь один раз — в 2013 году. В наших условиях нам остаётся, фактически, только информационная, познавательно-развлекательная часть, назовем это так, и с ней мы справляемся хорошо.
Основные наши мероприятия направлены на привлечение внимания к акции как таковой и всем проблемам, которые она затрагивает: выбросы в окружающую среду, количество автотранспорта в городе, проблемы инфраструктуры общественного транспорта и так далее.
— И вы надеетесь повлиять на эти проблемы через призыв к автомобилистам всего лишь на один день отказаться от любимого авто?
— Эффекты, которых мы добиваемся, не заключаются в разовом отказе от авто 22 сентября. Мы работаем на формирование образа мысли, при котором горожанин задумывается о своих действиях в городской среде, и не только в автомобильной сфере, но, постепенно расширяя понимание проблем, идёт дальше, меняя свои повседневные привычки.
— Эти, как вы говорите, повседневные привычки действительно так влияют на нашу жизнь?
— Мы, конечно же, не Китай, но проблем, связанных с мобильностью и автомобилизацией, у нас предостаточно. Выхлопы автомобилей уже сегодня являются весьма серьёзной проблемой для беларусских городов. Например, в Минске в 2012-2013 годах они составили более 80% от всех загрязняющих атмосферу выбросов. И это ещё до экономического кризиса в России, после начала которого в Беларусь было ввезено более 500 000 автомобилей!
В сегодняшней ситуации есть предпосылки для ещё большей тревоги. Теперь ввиду кризиса и снижения покупательской способности беларусы, естественно, будут отдавать предпочтение более возрастным авто и более дешёвому топливу, что опять-таки только усугубит проблему выхлопных газов.
Однако, если говорить именно о повседневных привычках, то здесь есть и другие проблемы. Второй бич современности — парковки.
Достаточно заглянуть в любой двор или почитать любой форум, сразу станет понятно: проектировщики не закладывали и не закладывают достаточное количество парковочных мест для всех желающих, а многолетнее бездействие ГАИ и коммунальщиков приучило граждан к тому, что ставить на ночь своё авто во дворе, пусть даже и с нарушением всех мыслимых требований закона, этики и здравого смысла — это их священная обязанность.
Попробуйте объяснить горожанину, который привык парковаться на зелёной зоне, что это вредит окружающей среде, создает риски для окружающих, снижает коммерческую стоимость недвижимости в районе — ответ будет один: вы лучше у государства требуйте больше парковочных мест! То есть заранее думать о парковочном месте перед покупкой автомобиля у нас не принято, и многим очень сложно принять тот факт, что парковка – это тоже услуга, и она не может быть бесплатной. А тем временем, проблему надо решать, причем комплексно.
— Как?
— Первым пунктов в списке мер по решению стоит развитие системы общественного транспорта. Сегодня транспортники жалуются на то, что они не могут выйти даже на самоокупаемость. Но, во-первых, им ещё есть куда развиваться в плане качества услуг. Во-вторых, рано или поздно, но нам придется либо принимать непопулярные сегодня решения и создавать экономические условия, в которых невыгодно будет ежедневно использовать личное авто, либо беларусские города уподобятся худшим примерам, с постоянными пробками, аварийностью, смогом и шумом, примерам, где машины уже вытеснили из городской среды человека, а вместе с ним и деревья, газоны, домашних питомцев и многое другое, что действительно придаёт радость и комфорт жизни в городе.
— Газоны, деревья, домашние питомцы — это действительно комфорт, но, оценивая преимущества жизни в городе, их редко считают приоритетными…
— Говоря про качество жизни в городской среде, нельзя не сказать о том, что всемирно признанные лучшие примеры организации городов отличаются ограниченным количеством машин и большим числом пешеходных зон, а также развитой инфраструктурой для альтернативных видов транспорта, прежде всего, велосипеда.
В Беларуси сегодня конфликты интересов автомобилистов, велосипедистов и пешеходов обострены, как никогда. Во многом это обусловлено общественным мифом о том, что прожить в городе без авто, тем более прожить комфортно, невозможно. Но культ автомобиля не единственная причина. Вторая причина — необдуманное регулирование и неразвитая велоинфраструктура. Сколько сегодня бюджетных средств выделяется на развитие автомобильной инфраструктуры в пересчёте на одного автомобилиста и сколько денег тратится на развитие велоинфраструктуры в пересчёте на одного велосипедиста? А ведь и те, и другие — одинаково равноправные граждане Беларуси, платят одинаковые налоги.
Нужно создавать условия для сбалансированного удовлетворения их интересов, а не для эскалации конфликтов между ними.
— Беларусское государство, тем не менее, постоянно, вплоть до самого высокого уровня, заявляет о том, что прилагает все усилия как раз для того, чтобы в наших городах жилось комфортно. Мы знаем широко распространённое мнение, что у нас везде — «порядок», и это, видимо, ставится во главу угла?
— Для того, чтобы решать проблемы городской среды на действительно системном уровне, одного порядка в том виде, в котором он существует, недостаточно. Необходимо ещё понимание этих проблем, политическая воля, а также работа по гармонизации экономических интересов государства и интересов жителей городов. Да, многие во власти понимают проблемы, заинтересованы в их решении, но для практического действия нужны практические шаги, а это уже политическая воля, которой, к сожалению, в нашей системе исполнительной власти хватает не всем.
С другой стороны, городские власти зачастую ориентированы на экстренное привлечение инвестиций. Любых. Это и есть те самые экономические интересы государства, которые нередко приводят к тому, что потребности общества остаются без внимания. Под такие экстренные инвестиции они готовы кромсать генпланы, лоббировать изменение статуса зелёных зон, закрывать глаза на вопиющие нарушения со стороны застройщиков. Хочется сказать: «Ребятушки, что же вы творите?! Вы привлекаете инвестиции совершенно не на то, что нужно!»
Как может прокуратура не видеть, что к зданию достроили несколько лишних этажей?! Как можно было согласиться на демонтаж минского автовокзала взамен на непродуманную развязку?! Как можно было согласовать строительство гостиницы «Пекин» в центре парка, когда в 50 метрах стоит заброшенное здание завода?! Как можно было так изуродовать центр Гродно?! Примеров масса. Понятно, что это системная проблема, а не просто где-то затесался «плохой» чиновник, который принимает «плохие» решения.
— В подобных ситуациях как раз хорошим помощником может выступать гражданское общество. Понятно, что беларусские условия, мягко говоря, специфичны: чаще всего мнение общественности чиновниками игнорируется, им не нужны «помощники со стороны». Но мы начинали наш разговор с того, что День без автомобиля в Беларуси проводится и усилиями государства, и усилиями экологов, и та же «Зелёная сеть» при организации своих мероприятий пользуется поддержкой Минского городского комитета природных ресурсов. Такого уровня диалога не достаточно для того, чтобы двигаться дальше совместно, для общего блага?
— Власть делает попытки и проводить, и поддерживать общественные акции, информирование граждан о том, как важно быть более экологически осознанным и грамотным. Однако сегодня эти попытки выглядят неубедительно. Информирование и просвещение крайне важны, и это, безусловно, нужно делать. Но при этом пропаганда не должна расходиться с практикой городского управления, иначе она выглядит как лицемерие. Лучшие инициативы можно будет похоронить, если они будут вызывать недоверие и отторжение людей.
Сотрудничать с общественными организациями так, чтобы это приносило реальную пользу, надо уметь. Нужно грамотно мотивировать и привлекать их к проведению акций. Уметь делиться инициативой. Согласитесь, одно дело, когда вы слышите: «Такие-то общественные организации приглашают всех принять участие в такой-то акции. Мероприятие поддержал исполком и ряд других организаций», и совсем другое: «Исполком проводит акцию. В ней примут участие такие-то общественные объединения». Небо и земля! Людям хочется делать что-то самим вместе со своими единомышленниками, а не выполнять добровольно-принудительные инструкции.
Ну и, конечно, пора уже признать ошибкой все это наше законодательство о массовых мероприятиях.
— Беларусским властям, в общем, ещё учиться и учиться?
— В мировой практике есть много примеров, которые можно было бы просто брать на вооружение. Некоторые из них нам сегодня не по карману, зато другие совершенно не потребуют много ресурсов. Например, в Дании принята госпрограмма по переводу систем общественного транспорта в крупных городах на биогазовое топливо, вырабатываемое из стоков городских канализационных систем. Это прекрасное, но дорогое решение. А в Москве с недавних пор реализуется план по сокращению количества автомобилей в центре города, и многие решения этого плана вполне применимы у нас.
В целом, все возможные примеры уже известны и подробно описаны. Да и эксперты у нас в стране уже есть. Даже финансирование на реализацию многих решений можно относительно просто привлечь. Например, выделить и обезопасить полосу для велосипедов на проезжей части крупных городских дорог. Или оснастить общественный транспорт приспособлениями для транспортировки велосипедов. Повысить эффективность контроля за несанкционированной парковкой. Настроить систему налогообложения на автотранспорт, топливо и прочую инфраструктуру. Но опять же необходимы два главных ингредиента для изменения ситуации: политическая воля и общественное мнение. Вот именно с этой целью — повлиять и на то, и на другое — мы и участвуем в Европейской неделе мобильности.