Таких домов, где отопительная система вмонтирована в стену, много в спальных районах Минска и областных центров. Владельцы таких квартир мёрзнут, «отапливают улицу», а потому с нетерпением ждут капремонтов, венцом которых является термошуба.
Выдерживают не все. Некоторые жильцы дома на Якубовского, 25 сами утеплили свои квартиры — так сейчас делают многие. Какой эффект дает термошуба, хорошо заметно с помощью тепловизора, который специалист наводит на дом. Картинка на экране впечатляет: дом светится, как новогодняя ёлка. Красным и желтым цветом выделены тепловые зоны дома: окна, открытые форточки и отопительная система — все это источники теплопотерь.
Тепловизор сам анализирует, а потом отображает самую нижнюю и самую высокую точку температуры на том участке, что он снял. Получается, что самая тёплая точка на фасаде исследуемого дома находится под подоконником (как раз где расположена батарея) — там прибор показывает 10 градусов тепла. Специалист же поясняет, что 40% тепла от батарей в стене уходит на улицу.
Крупным планом захватили стразу три квартиры, две из них утеплены термошубой.
— А что это за пятна на нижней термошубе? — поинтересовался кто-то из присутствующих (в этот день специалисты проводили обучение среди областных энергетиков. — TUT.BY).
— Мы называем это «звездным небом», — пояснил Андрей Молочко, национальный эксперт проекта по вопросам энергетического аудита в зданиях, руководитель отдела общей энергетики РУП «БелТЭИ». — Такой эффект дают металлические дюбели, которые пропускают тепло и являются «мостиками холода». Люди чаще всего хотят сэкономить и выбирают именно этот вариант. Но он, как видите, не самый идеальный. Есть технологии, где утеплитель крепится дюбелями из стеклопластика или клеится к стене — это немного дороже, но эффективнее.
Справедливости ради нужно отметить, что любая термошуба, независимо от её крепления, дает хороший результат.
Дальше специалисты проходят в подъезд и фиксируют на каждом этаже температуру воздуха и влажность. Оказалось, что пока мы стояли на улице, площадка первого этажа охладилась до 6 градусов тепла. В то время как на верхних этажах было тепло: +16 градусов. Правда, специалисты говорят, что если все двери-окна закрыты, есть коридорные тамбуры на каждом этаже, то это сильно не влияет на тепло в квартире.
— Чтобы сохранить тепло в подъезде, нужны двери с доводчиком, — поясняет Андрей Федорович и обращает наше внимание на входные двери в квартиры жильцов. — Вон там «сифонит» верхний угол двери, хоть она и современная. Элементарный сквозняк из дверной щели является значительной потерей тепла, поэтому даже обычное утепление кромок дверей даёт хорошее утепление квартиры.
Дальше все поднимаются на крышу, делают замеры тепловизором, опускают зонд в шахты.
— На крыше шестнадцать тепловых шахт, в четырёх из них замеряли параметры уходящего воздуха, — рассказывает Андрей Федорович. — Получилось порядка 22 градусов с высокой влажностью — то тепло, которое выбрасывается на улицу.
По результатам замеров специалисты пришли к выводу, что тепло просто «улетает в трубу» через вентиляционную шахту. Правда, бороться с такими теплопотерями в данном случае практически невозможно.
— Здесь сложно придумать какие-то мероприятия по утилизации тепла с шахт, поскольку в этом доме нет технического этажа, а крыша — это потолок верхней квартиры, — говорит Андрей Федорович. — И какие-то рекуператоры или другое оборудование здесь не поставишь. В противном случае это будет слишком дорого и экономически нецелесообразно.
Теряется энергия и в тепловых узлах, расположенных в подвале. Согласно данным тепловизора, утечка идёт от стыков труб и вентиля, которые не изолированы должным образом. Впрочем, это легко исправляется.
— В доме провели «тепловизионку», измерили параметры вентиляционных выбросов на крыше, параметры электрической энергии на распределительном устройстве, посмотрели текущее состояние двух тепловых узлов и ввода в дом по сетевой воде и горячему водоснабжению. Пока поднимались вверх, смотрели состояние оконных проемов, степень освещенности в местах общего пользования. По всем показателям видно, что дому нужна тепловая реабилитация, которая заключается в утеплении фасада термошубой, — резюмирует Андрей Федорович.
Энергоэффективный дом: насколько он эффективен?
Специалисты предварительно оценили, во сколько обойдется жильцам такая «тепловая реабилитация» и за какой срок она окупится. Подсчет сделали по двум тарифам.
— Если бы жильцы платили за тепловую энергию по тарифу с дотацией, как это происходит сейчас, срок окупаемости растянулся бы почти на 68 лет,— говорит Андрей Федорович. — А если бы оплата шла по 100-процентному тарифу, который в восемь раз выше, то срок окупаемости занял бы 11,5 лет.
А вот когда точно пройдёт тепловая реабилитация исследованного дома, специалисты сказать не могут. Это уже не их компетенция.
К слову, у ближайших соседей — литовцев — коммуналка оплачивается без дотаций государства, в 100-процентном объеме. Поэтому жильцы в целях экономии тепла и энергии сами утепляют свои квартиры, на что получают льготные кредиты.