Почему нельзя собирать ПЭТ, лучше узнать у директора
«ЖКХ украло 10 мешков ПЭТ-бутылок», – примерно такую жалобу оршанская милиция получила в начале февраля. Сотрудники с собакой выехали на свалку, но по итогу заявление не приняли. Они пояснили физлицу: узнать, почему собирать ПЭТ-бутылки на свалке нельзя, лучше у того, кто ею владеет.
Ситуация стала кульминацией затяжного спора между бизнесменами и властями города. Первые хотят заготавливать вторсырьё, а вторые говорят, что это невозможно и даже не нужно.
ПЭТ-бутылок больше на свалке, чем на линии сортировки
История началась с того, что руководству ЧПУП «ЭкоФлекС», занимающегося вторсырьём, пришла светлая идея собирать вторичные материальные ресурсы (ВМР) под Оршей на самом крупном полигоне в районе, у деревни Белево. Туда попадают отходы более чем 100-тысячного районного центра. В августе 2015 года «ЭкоФлекС» попытался согласовать установку передвижного приёмного пункта на территории полигона «в целях увеличения объёмов извлечения ВМР в местах захоронения», а также для выполнения плановых показателей государства1.
Написав в исполком, фирма приложила фото полигона, где видно множество ПЭТ-бутылок. Ещё в письме сослались на статистику «Оператора ВМР», согласно которой в городе собирают лишь 5% от образования данного вида отходов. Это — «один из самых низких показателей сбора по Республике Беларусь. 95% отходов ПЭТ-бутылки, около 40 тонн ежемесячно, захоранивается на полигоне», — говорится в письме.
Оршанский исполком: В приёмном пункте «ЭкоФлекС» нет необходимости
На замечание об объёме захоронения на полигоне в райисполкоме парировали другими цифрами. Оказывается, сбор ВМР за январь-сентябрь 2015 года составил 189,5%, а выручка выросла примерно в 2 раза. Да и в целом местные власти посчитали, что район справляется сам. В начале сентября в письме исполком сообщил, что сбор лежит на плечах КУП «Спецавтобаза», которое, кстати, имеет свой приёмно-передвижной пункт с 2004 года.
В дальнейшей переписке КУП обмолвилось, что приёмный пункт частника будет лишним, так как линии сортировки предприятия, которая заработала в феврале 2015 года, нужна полная загрузка. Поэтому ещё один заготовитель ВМР составит нездоровую конкуренцию.
Чиновники призывают всех желающих заняться сбором вторресурсов
Частник же, поглядывая на фото с полигона, пришёл к выводу, что никому не помешает, если станет заготавливать бутылки, которые до сортировки не доходят. Он решил обратиться в Министерство ЖКХ.
Такая настойчивость объясняется не только примером родного для фирмы Бобруйска, где сбор более успешный и составляет порядка 80%. Но и тем, что в Беларуси не хватает собственного сырья. Регулярно приходится импортировать его, например, из Польши, а мощности самого крупного переработчика ПЭТ-бутылок в Беларуси, предприятия «РеПлас-М», загружены только на 70%.
То, насколько важно решать подобные вопросы в сфере сбора и переработки отходов, известно и на самом высоком уровне. Ещё в марте 2013 года заместитель премьер-министра Анатолий Калинин дал поручение привлечь к сбору ВМР всех желающих, чтобы увеличить объёмы. Вопрос организации работы по сбору ВМР обсуждали и в июне 2015 года на коллегии Минприроды и МинЖКХ.
На поручение Калинина и сослались последние в письме Витебскому облисполкому, которому поручили разобраться в ситуации. Кроме того, Министерство ЖКХ указало, что сырья хватит для всех. В своём заявлении госорган опирался на данные мониторинга «Оператора ВМР», результаты которого говорят, что на полигоне есть ПЭТ-бутылка «в значительных объёмах».
В конце октября облисполком сообщил, что КУП «Оршанская спецавтобаза» даст доступ частнику к заготовке ВМР на полигоне, но с двумя условиями. Первое —объём сбора учтут в показателях выполнения плана по району, и второе — пункт приёма ВМР должен находиться не на территории самого полигона.
Частник — конкурент, к тому же игнорирует другие виды ВМР
Но ни ответ МинЖКХ, ни разрешение облисполкома не поставили точку в споре.
Исполком в Орше через пару недель ответил министерству: нет, всё же частник не должен заготавливать бутылки. Хоть объём сбора и невелик, но растёт, а кроме того, частник может помешать решать кадровые вопросы. На полигоне работают люди из структурных подразделений КУП «Оршанская спецавтобаза», когда не заняты в связи с сезонностью.
«Учитывая изложенное, дополнительное уменьшение объёмов сбора данного вида ВМР за счёт работы на Оршанском полигоне ТКО приёмных пунктов других юридических лиц недопустимо», — отмечает райисполком и подчёркивает ещё один факт: частник интересуется только ПЭТ-бутылкой, «игнорируя другие виды ВМР».
Оршанский полигон проверен КГК
Переписка и переговоры затянулись на полгода. У одного из работников частного предприятия накипело настолько, что он решил лично проверить, хватит ли бутылок всем, или на полигоне пусто.
Присоединиться к проверке пригласили и Комитет госконтроля, к которому с письмом обратился переработчик «РеПлас-М». В тексте письма указано, что ежемесячно в республике образуется около 4000 тонн отходов ПЭТ-бутылки, при этом собирается только 600 тонн.
«Производственные мощности нашего предприятия не загружены, и это продолжается уже более 12 лет», — сообщают отправители.
На момент написания текста проверка уже прошла, но её результаты КГК пока не сообщил.
Проверка показала: в Орше три года подряд завышался объём сбора и вывоза отходов
Хотя информации по этому случаю КГК не дал, но 8 февраля опубликовал отчёт о другой проверке по повышению уровня вовлечения в хозоборот ВМР.
«Примерно 3 прошедших года на КУП «Оршанская спецавтобаза» завышался объём услуг по сбору и вывозу твёрдых бытовых отходов. В результате из бюджета незаконно было получено более 6 миллиардов рублей… Около 200 контейнеров для сбора мусора — примерно треть из всех — не были установлены», — сообщили Зелёному порталу в Оршанском межрайонном комитете госконтроля.
В контрольном ведомстве рассказали и про другие нарушения. Например, предприятие купило мусоровоз за 705 миллионов рублей — для обслуживания сельского населения. Но специальный автомобиль вывозил на свалку отходы, собранные в городе: с территории частного сектора.
«В результате в 2015 году менее чем на 2% была загружена линия сортировки раздельно собранных отходов. Стоимость этого оборудования, которое использовалось так неэффективно, порядка 865,8 миллионов рублей», — подчеркнула Ирина Улитёнок, председатель межрайонного комитета.
Из результатов проверки видно, что КУП даже без конкуренции частника не полностью загружает мощности линии сортировки, а объём сбора завышает.
«Мы не сталкивались с ЖКХ, которое было бы радо частнику»
Несмотря на это, уже восьмой месяц «ЭкоФлекС» не получает разрешения на сбор и обивает пороги. Пока предприятие работает только на мини-полигоне в районе, что не позволяет окупить затраты на оборудование и зарплаты.
На «РеПлас-М» вздыхают: ситуация, подобная той, что произошла в Орше, повторяется во многих городах Беларуси. Различается только количество переписки и причины. В Жодино администрация ссылается на технику безопасности, на неё же не обращают никакого внимания местные жители, собирая и сдавая металл и стекло. В Марьиной Горке и Калинковичах похожие проблемы.
Да и этот случай не первый, когда госорганы «жалеют» мусор.
«Мы не сталкивались с ЖКХ, которое было бы радо видеть частника», — говорят на «РеПлас-М», который пытается всё же найти сырьё в Беларуси.
А тем временем государство продолжает говорить о том, как важно увеличить сбор ВМР и работать над программой «Цель 99». Её суть в том, чтобы добиться максимального сбора отходов, в идеале — 99%. Но бизнесменов, подобных китайской «макулатурной» миллиардерше, у нас пока нет, как нет и 98%-ной переработки мусора, как в Швеции.
Зато проблемы с сортировкой и аресты руководителей в сфере переработки есть.