03.08.2018 / 09:08

Шутки о прокате гондол и потопы – новое лицо одной из первых пешеходных улиц в Минске. Стало лучше, чем было, но всё же первая попытка не очень удалась – так считают эксперты.

Самая обсуждаемая реконструкция лета – так можно назвать проект пешеходных улиц, реализованный на Комсомольской и Революционной в Минске, у самого порога проектного института «Минскградо».

Комсомольская находится в центре Минска и до текущего года была скорее большой парковкой. Въезд на неё попытались сделать платным, но не очень успешно: машин не стало намного меньше.

В то же время у города есть идея сделать пешеходным центр. Ещё в 2005 году появилась концепция пешеходного центра Минска от Троицкого до Раковского предместья. Позже перекрывали Карла Маркса по выходным, а недавно был реализован проект благоустройства улиц Комсомольской и Революционной.

Урбанисты в лице инициативы Good city попросили обнародовать проект для широкого обсуждения, но получили отказ от заказчика.

Революционная, июль 2018. Фото – Евгений Хоружий
Революционная, июль 2018. Фото – Евгений Хоружий

Весной 2018 года начались работы по реконструкции Комсомольской и Революционной, прокатился небольшой скандал и протесты против вырубки деревьев (успешные), после чего все замерли в ожидании: прямо на глазах рождается минский бродвей!

И в последний месяц до открытия улицы все так же дружно и торжественно сказали: проект ужасен. Что значит «ужасен», стоит ли обвинять город в транжирстве денег и сколько правды в словах ворчащих урбанистов?

Мы решили дополнить информационное поле мнениями профессиональных архитекторов и проектировщиков из сферы бизнеса. Про таких людей говорят, что они широко известны в узком кругу.

 

Мы получили европейский пешеходный центр, и стало лучше

Наталья Немкова – архитектор, основатель архитектурного сообщества «Моногрупп». Получила степень магистра в Архитектурной Ассоциации по специальности ландшафтный урбанизм в Лондоне, работала в компании Gustafson Porter + Bowman. Сейчас  живёт в Беларуси.

- На мой взгляд, мы получили то, что хотели лет 5-7 назад. Тогда люди  говорили, как любят европейские города, какие у них впечатления от пешеходных улиц старого города, а вот у нас, в Минске, такого нет. В архитектуре и строительстве инерция довольно большая, и теперь на Комсомольской можно получить ощущение старого европейского города, каким его видят туристы.

В этом проекте нет ничего невероятного. Ни хорошо, ни плохо. Я работала в Беларуси генпланистом (с генпланами – ред.) и очень хорошо помню, как проектируется и реализуется благоустройство, а потому не сильно удивлена результатом. Комсомольская сделана достаточно бюджетно. Можно было бы сделать креативнее, но, мне кажется, пока еще нет на это массового запроса.

Сейчас мы видим только что сданный объект, который никак не насытился общественной функцией, поэтому адекватно оценить улицу можно будет только года через два. Но не стоит отрицать, что она стала лучше, когда убрали парковки.

Было
Было

 Стало
 Стало

Уже сейчас в районе Комсомольской есть жильё, офисы, кафе и кино, место для рекреации – хороший комплекс функций для центра города. Их развитие было приостановлено количеством транспорта и парковками, но с их исчезновением всё должно ожить.

В данный момент всё зависит от экономики, от того, выгодно ли бизнесу будет туда приходить. А люди в любом случае придут посидеть на лавочках. Думаю, столбики никого не отпугнут.

Нужна или нет пешеходная улица? На мой взгляд, нужна, это позволяет жить не только в своей квартире и офисе. Мне очень понравится проект в Словении, где улицу масштаба проспекта Независимости превратили в пешеходную – серьёзно подошли к вопросу.

 Фото – Miran Kambič, landezine.com
 Фото – Miran Kambič, landezine.com

Передвигаясь на автомобиле довольно сложно чувствовать город и пользоваться им, а насытить желания транспорта, расширяя улицы, не выйдет: они растут в прогрессии.

- Насколько Комсомольская может продолжать пешеходный Верхний город? Реальна ли вообще концепция пешеходного центра?

- Думаю, полностью реальна, её нужно продолжать реализовывать. Единственное – не стоит скатываться к шаблонам, как раньше, когда мы брали пример с Москвы. Стоит найти своё.

Также непонятно, зачем нам шаблонный европейский город. Я бы сказала, что после поездок в такие города я радуюсь, что в нашем городе есть земля и зелень. Некоторые дети, выросшие в Лондоне или Афинах, приезжая в деревню, боятся наступить босиком на землю, не понимая, что это и можно ли по этому ходить. Мне кажется, нет смысла сначала всю зелень замостить плиткой, а потом в кадках вешать на фасад.

Думаю, стоит прокомментировать отсутствие водоотвода и последующие потопы. Вот это совершенно недопустимо на сегодняшний день на только что сданном объекте. Реконструкция предполагает улучшение инженерных коммуникаций а не наоборот. Хочется пожелать властям поскорее с этим справиться.

;

Интересные примеры пешеходных пространств от Натальи. Не все они сравнимы с Комсомольской, но все показывают, как европейские города убирают трафик из центра города на пользу пешеходов:

 

«Это урбанистическое пространство центра города, а не парк»

Александр Кратович – дизайнер и архитектор, работал в «Белпромпроекта», но с 1996 года занимается частной практикой. Основал собственную студию дизайна и архитектуры. Житель Минска.

- Я горожанин и люблю атмосферу города с его насыщенной жизнью. Пешеходная улица – его самая суть!

Все явления градостроительного плана - это не прихоть кого-либо, а естественный процесс развития города. Город  с течением времени  насыщается различными функциями, и рано или поздно они  начинают вступать в противоречия друг с другом. Тогда возникает необходимость  существенных преобразований.

 Фото из личного архива героя
 Фото из личного архива героя

Например, есть улица, предельно насыщенная  магазинами, ресторанами, галереями и т.д. Эта улица с плотностью концентрации на одном  погонном метре  – два-три заведения (т.к. развиваются вглубь квартала по обе стороны улицы). В такой насыщенной среде  приходится  решать проблему сосуществования транспорта и пешеходов. И вот тогда появляется пешеходная улица!

Что же случилось на улице Комсомольской? Улицу, совершенно пустую по функциональному и смысловому содержанию (два-три ресторана не в счет), вдруг назначают пешеходной. Половина зданий на ней административного назначения. Вот и столкнулись с проблемой заполнения пустоты.

Улица достаточно широкая, и ей не хватает поперечных связей, когда можно челночно двигаться слева направо, справа налево, как это бывает на правильной пешеходной улице, наполненной торговыми заведениями и ресторанами по обе стороны! Мало того, что на Комсомольской нет для этого повода, но еще и столбы с цепями мешают.

При такой ширине улицы совершенно необходимо решать проблему насыщения функциями широкого прохода. Возможно, надо было сделать вдоль нее  своеобразную гирлянду из легких павильонов и навесов. В них можно было бы поместить кафе, журнальные и газетные киоски, цветочные  магазины, лавки антикваров и букинистов, художественные выставки. Такое решение одновременно дало бы нужный масштабный переход от высоких зданий к масштабу пешеходного пространства.

Есть вопросы и по длине улицы: она слишком коротка. Ей не хватает длины для того,  чтобы возникло ощущение продолжительности и непрерывности среды. Надо было начинать пешеходную улицу хотя бы от проспекта Независимости.

На пешеходных улицах параллельно возникает проблема снабжение торговых точек продуктами и товарами. Как она решается? Рано утром, когда еще нет пешеходов, доставляют все необходимое на день. Наступает рассвет, и улица наполняется ароматами кофе и душистой  кондитерской выпечки, появляются первые пешеходы.

Движения транспорта  в дневное время не должно быть категорически!!! Исключение может быть только для спецтранспорта и личного транспорта жильцов прилегающих домов. Скорость – как во дворах, 5 километров в час. Никаких специальных решений в благоустройстве для этого не требуется

Про системы инженерного обеспечения. Как правило, они функционируют неприметно, но гарантированно, при этом не бросаются в глаза. Получилось все наоборот: они стали главным элементом дизайна и худшим акцентом – ржавые, безобразные, неудобные и как раз по центру прохода.

После потопа. Июль 2018
После потопа. Июль 2018

Что касается благоустройства на улице Комсомольской, то здесь просто море вопросов! Прежде всего, оно должно  быть минимальным, это не парк, и дизайн здесь не самоцель. Рисунок мощения надо было делать простым и выразительным, чтобы каждый метр мощения создавал ощущение единства пространства и декора, то есть мотив узора на площадь 2-3 м2, не более. Ведь при плотном наполнении улицы пешеходами  крупный рисунок пропадает, визуально не воспринимается.

На самом же деле на Комсомольской применён крупный рисунок,  рассчитанный разве что на восприятие с птичьего полета, не говоря о грубости и небрежности элементов и фактур узора. Он абсолютно не воспринимается и не прочитывается!

Наверное, все, кто был на улице Комсомольской, единодушны во мнении, что скамеек слишком много. Я думаю, их вообще не должно быть здесь! Ведь это урбанистическое пространство центра города, а не парк. Столики в кафе и кресла у столиков – вот и всё решение! Люди сидят, пьют кофе, едят мороженое и любуются прохожими.

Фото – Андрей Коровянский
Фото – Андрей Коровянский

Относительно стилистики? Аутентичность архитектуры и декора может быть и должна быть, но только в том, что восстановлено, воссоздано в соответствии с исторической правдой, остальному лучше быть современным. Что же видим реально? Стандартные, как на соседних улицах, непропорционально высокие столбы освещения, заурядные скамейки и архаичные будки-лотки. Современный дизайн отсутствует как таковой.

Очевидно также, что была сделана неудачная попытка в срочном порядке дополнить центральную часть улицы деревьями, в результате получилось некое подобие бульвара. Но пешеходная улица и бульвар – это две разные вещи!

Как жаль, что пешеходное пространство, так долго ожидаемое у нас, в Минске,  вызвало столько разочарований.

Такой реконструкция выглядела на планах
Такой реконструкция выглядела на планах

 

«Исходя из чего была сделана эта улица?»

Андрей Коровянский из компании IQ-Plan архитектор-проектировщик, специалист по ландшафтному дизайну и эксперт программ по городскому благоустройству. В том числе занимается проверкой проектов публичных пространств для Минстроя России по программе «Комфортная городская среда». 

- Наш минский офис находится как раз на улице Революционной, и я наблюдал строительство от начала до конца.

Самое главное в случае такого проекта – рекреационный расчёт. Он зависит от потенциального количества людей, клиентов, которые будут приходить на эту улицу, проводить там время.

Учитываем возможное количество туристов и их социальный рейтинг, примерное количество кафе и магазинов, урн и скамеек. Как предположительно будет двигаться пешеходный поток и где задерживаться и т.п. Важно, в какое время года и в суток будут происходить пиковые нагрузки и почему… Есть очень много нюансов, из которых складывается образ.

Фото из личного архива героя
Фото из личного архива героя

Работая в России, Казахстане и других странах, мы как проектировщики обычно проверяем, было ли это сделано для других проектов. К сожалению, в 95% случаев это не считают или делают абы-как.

Если нет расчёта – это проектирование пустое, непрофессиональное, является фиктивным набором амбициозных решений главного архитектора проекта или чиновника-руководителя. И главное – только после ознакомления с этим расчётом можно будет выносить своё профессиональное экспертное заключение. Как было здесь – я не знаю. Я его не видел.

- Какие функции создаются такими пешеходными зонами?

- По-разному в разных городах: создание кратчайшего пути для движения, или рекреация, или создание линии кафе... Пешеходные улицы могут быть выполнены в старых районах, где проще перекрыть движение автомобилей, чем решить проблемы с ними.

С профессиональной точки зрения может быть огромное количество причин, но с экологической – нет. В центре города воздушные массы загрязнены настолько, что невозможно создать ощущение экологического комфорта, нужно работать в целом с городом, разбираться в аэрации воздуха.

Так выглядела реконструкция на планах
Так выглядела реконструкция на планах

Хотя от инженерной экологии и степени загрязнения воздуха зависит распределение лавочек: если уровень загрязнения высокий, то мы ставим принципиально неудобную скамейку. Если есть спинка – мы потенциально приглашаем человека сидеть больше 30 минут (и такие лавки на Комсомольской – ред).

Самое главное в отношении этой улицы – понять, исходя из чего это было сделано. Чисто политический контекст? Создание лояльной среды для жителей города? Ведь это сейчас популярно, и, может быть, повлияла общественность: в 2012-2013 годах пытались сделать пешеходной Карла Маркса, перекрывали на выходные.

Пешеходная улица Маркса. Фото – Максим Пушкин, bnp.by
Пешеходная улица Маркса. Фото – Максим Пушкин, bnp.by

- Нравится ли вам то, что получилось на Комсомольской?

- Очень не нравится. Жаль, ведь эта первая подобная улица в столице – в городе, который всегда был известен своей ландшафтной архитектурой и где основной объект всего СССР – Слепянская водная система.

С профессиональной точки зрения это работа позорит минскую ландшафтную архитектуру. Огромное количество ляпов появляется, когда в ландшафтной архитектуре люди с малым опытом или плохой зарплатой.  Новички грешат нарушением масштаба и наполнением объекта большим количеством деталей.

Здесь намешано огромное количество объектов и деталей, не связанных друг с другом: чугунные скамейки, фонари, столбики ограждения, мостики через ливнёвку, цветочницы, часы, детали узоров мощения, борты, приподнятые отмостки и т.п. Такое ощущение, что не заботились и о том, как это сочетается со стилевым и колористическим решением застройки (и, главное, с XXI веком).

Использовать гранитное покрытие – это прекрасное решение и самое лучшее, что может быть в наших реалиях для городского благоустройства. Бетон разлетается за 7-10 лет, гранит лежит гораздо дольше, особенно если решён вопрос с защитой шва. Но тут этого не сделано.

Даже столбики могут создать эстетику на улице, но цепи мне кажутся лишними: они мешают людям на улице. А мамы с колясками, а бегающие дети? Если человек споткнулся и разбил голову, он может подать в суд и доказать, что на его пути движения была преграда. Он может хорошо заработать, и это начинает распространяться в Москве. А в Беларуси архитекторы расслаблены.

Я не понял решения с двумя фонарями. Почему не установить один столб и разместить на нём двухрожковый фонарь? Металл местами уже заржавел, почему его не покрасить до монтажа?

Фото – Андрей Коровянский
Фото – Андрей Коровянский

Деньги потрачены бездарно, чего не стоит делать в положении Минска. Мы всё-таки живём в XXI веке, а этот дизайн в стиле 80-х годов – провинциальная и очень слабая попытка украсить наш город.

Мне сложно представить на этой улице иностранцев. К примеру, парижан, прогуливающихся по нашему городу с восхищением и удовольствием. Вот житель тех же Житковичей будет восхищён…

Подробнее о пешеходных улицах Андрей Коровянский писал на своей страничке в соцсетях в начале июля.

 

«Без единообразия обойтись можно, но без гармонии – нет»

Юрий Таубкин – соорганизатор Минской Недели дизайна и основатель студии arch&dsgn, преподаватель Eclab. Занимается архитектурой и дизайном с 1998 года.

- Я могу сказать о своём видении малых архитектурных форм: здесь нет стилистического единообразия, а представленное разнообразие не создаёт гармонию. Без единообразия обойтись можно, но без гармонии – нет.

Эти будочки-ларьки – очевидная псевдоимитация чего-то исторического. А ведь оно могло быть очевидно современным, но без ощущения дисгармонии. Ларёк можно было сделать более открытым и элегантным.

Фото – Александра Кононченко
Фото – Александра Кононченко

Та же проблема с лавками и гранитными тумбами для растений. Полукруглые модули из лавочек имеют индивидуальное посадочное место. Но они разобщают людей, а социальная зона должна обобщать. К тому же модули служат эдаким забором, за которым стоит дорогой элемент, закрытый от людей.

Унылый частокол из чёрных столбиков – это просто некрасиво, он режет улицы. Цепи, натянутые между ними, не решают проблему безопасности, а создают ее. Особенно для маломобильных групп населения. Человек не видит, где есть цепочки, логики нет. Это опасно.

А вот велосипедисты в том количестве, в котором они присутствуют, не создают проблемы. И здесь они вынесены в пешеходную зону, там же находятся велопарковки. Но транзит велосипедов через цепочки не представляю.

Какова задача этой улицы? Организовать общественную жизнь. Это могут быть мероприятия, общение, уличная музыка или кафе – так живут Октябрьская или Зыбицкая улицы.

Концерт на Зыбицкой. Фото – Вадим Замировкий, tut.by
Концерт на Зыбицкой. Фото – Вадим Замировкий, tut.by

Что касается материалов для малых архитектурных форм, то они разные: недорогая и плохо сделанная сосна на ларьках и урны для посадок из цельного дорогого гранита.

С дизайном очень… грустно и архаично.

- Что вы скажете по поводу обсуждения таких проектов с общественностью?

- Я скептически отношусь к общественным слушаниям и скорее бы говорил о каком-то профессиональном конкурсе на организацию общественных зон. Любое социальное пространство имеет заказчика – например, это городская администрация, которая проводит такой конкурс.

Но тут скорее вопрос политический – проектирование отдали государственным компаниям, а подход внутри этих компаний вызвал кучу вопросов.

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость