04.03.2020 / 11:03

До полного отказа от одноразовой пластиковой посуды в объектах общественного питания Беларуси осталось меньше года. Решением Министерства антимонопольного регулирования  с 1 января 2021 года кафе и ресторанах  страны не будет ни пластиковых тарелок, ни пластиковых приборов.  И это, конечно, однозначное «Ура!»

Вот только запрет на одноразовую посуду – лишь капля в море объеме всего потребляемого в стране пластика. Полиэтиленовые пакеты в супермаркетах и напитки в PET-упаковке все еще главенствуют на полках супермаркетов. И как их оттуда убрать – рецепта пока нет.

Специалисты говорят, что полный отказ от пластиковой упаковки – не просто сложное, а практически нереальное решение. В чем же проблема? И почему переход на биоразлагаемую тару – палка о двух концах?

 

До идеала далеко

Уровень использования коммунальных отходов в Беларуси по итогам прошлого года не превышает 22,8%. В составе коммунальных отходов, отходы пластика составляют порядка 280 тысяч тонн. Такие данные озвучила на круглом столе «Развитие циркулярной экономики в Беларуси – пути совершенствования подходов к упаковке»начальник главного управления регулирования обращения с отходами, биологического и ландшафтного разнообразия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ольга Сазонова.

В планах государства поэтапное сокращение использования полимерной упаковки, правда, для этого нужно не только усовершенствовать систему обращения с отходами, но провести серьезные научные изыскания, чтобы создать работающие для Беларуси технологии производства биоразлагаемой упаковки.

«Причем такой, которая позволяла бы обеспечить сохранность продуктов, не сокращая сроки их годности, что очень беспокоит производителей. Им важно, будет ли их продукция реализована и насколько конкурентоспособна она будет», - подчеркивает Ольга Сазонова.

Кроме того, представительница Минприроды отмечает, что Беларуси нужно решать вопросы с  техническими регламентами использования пластика (они у нас, кстати, общие на всем пространстве Евразийского экономического союза), а также думать над сокращением импорта полимерной упаковки.

«Бороться с последствиями образовавшихся отходов намного тяжелее, чем минимизировать их образование», - говорит Ольга Сазонова.

 

На первый-второй рассчитайсь!

Впрочем, для того, чтобы с чем-то бороться, нужно сначала четко оценить масштабы проблемы. Циркулярная экономика (а речь, в первую очередь, о ней) нуждается в качественных исследованиях и аналитике, говорит старший научный сотрудник отдела природопользования и развития «зеленой экономики» Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Александр Шушкевич.

На сегодняшний день, по словам эксперта, в Беларуси нет качественной системы учета и контроля производимой, импортируемой и экспортируемой упаковки. А разнообразие технологий производства, равно как и сложность определения структуры упаковки, не позволяют в полной мере оценить объемы потребления каждого вида.

 

По понятиям

«А еще неплохо бы определиться с понятиями», – говорит заместитель генерального директора по связям с общественностью «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия» Марина Боровко.

«Мы четко не понимаем, что такое "биоразлагаемая упаковка". Можно было бы списать это определение и стандарты у других стран. Но в рамках ЕАЭС существуют собственные технические регламенты», – отмечает представитель «Кока-Кола».

И эти регламенты часто не позволяют беларусским производителям быть экологичными.

В качестве примера Марина Боровко приводит использование RPET-бутылок (бутылок из перерабатываемого пластика).

«Ботлеры Соса-Соla с 2017 года разливают продукцию в RPET-бутылки. Но в Беларуси такую упаковку использовать нельзя из-за госта ЕАЭС, – говорит замгенерального директора по связям с общественностью. – Нужно убедить тех, кто принимает решение, изменить законы».

«Производитель не может сам собирать свою упаковку или создать собственную структуру сбора. Это не разрешает законодательство», – вторит коллеге первый заместитель генерального директора компании «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия» Андрей Рощупкин.

 

Дайте отчет!

По словам представителей «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия» , их компания на сегодняшний день точно знает, сколько выпустила на рынок бутылок, знает сумму экологического сбора, который заплатила за них, но не видит, сколько страна собрала этих бутылок на те деньги, что получила, и что с ними сделала. Потому что компания не видит данных от Оператора вторичных ресурсов.

По словам первого зама гендиректора «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия», оператор не отчитывается перед производителями, на что тратится сбор, который, к тому же, в течение 2020 года запланировано увеличить в четыре раза.

«Нет статистики морфологии отходов, нет данных по сбору. Нет анализа процессов и их цифровизации, – перечисляет Андрей Рощупкин. – Технологии сбора и утилизации годами не меняются. Все, что мы можем сделать, это собрать пластик, раздробить его и продать в Китай».

 

Горы отходов только вырастут?

Доктор Хеннинг Вильтс – руководитель направления «Циркулярная экономика» Вуппертальского института климата, окружающей среды и энергии, успокаивает: Европа пока также далека от настоящей циркулярной экономики.

«Беларусь в этом вопросе, возможно, даже находится в более привилегированном положении, поскольку пришла к стратегическому понимаю важности перехода к зеленой экономике, а это уже немало», - говорит доктор Вильтс.

Он обращает внимание, что сама по себе биоразлагаемая или перерабатываемая упаковка – лишь инструмент.

«Им можно воздействовать на экологическое сознание граждан, но нельзя сосредотачиваться только на нем, – говорит Хенниг Вильтс. – Мы не можем рассматривать упаковку отдельно от других факторов, потому что, в конце концов, можем получить ситуацию, когда количество отходов только увеличится».

Например, речь идет о том, что упакованная иначе пищевая продукция, станет гораздо быстрее портиться. Либо о том, что затраты на транспортировку (в контексте выбросов СО2) разлитых в стекло напитков окажутся выше, чем на транспортировку их же в пластике.

«Нужен скрупулезный расчет каждого подобного шага, понимание, как он повлияет на экономику, экологию, на климат и жизнь людей», – говорит немецкий эксперт.

В конце концов, задача стоит не в том, чтобы создать систему рециклинга ради самой системы, либо сортировать пластик ради самой сортировки, говорит эксперт. Самое важное – снизить нагрузку на окружающую среду.

 

Вспомнить все

По словам заместителя министра экономики Дмитрия Матусевича, потенциал у Беларуси в вопросе перехода зелёную экономику (частью которой является отказ от пластиковой упаковки и выбор в пользу перерабатываемых материалов) – не просто есть, а уже доказан историей.

«Некоторые элементы зелёной экономики нужно просто вернуть из времен СССР», – говорит Дмитрий Матусевич.

Имея в виду, например, депозитно-залоговую систему, которую многие помнят по возможности сдать стеклянные бутылки из-под молока, кефира и прочих напитков, и получить за это небольшие, но все-таки деньги.

Впрочем, просто вспомнить – недостаточно. Нужно превратить воспоминания в практику, а для этого – внести существенные изменения в законодательство. А после начать работу с производителями и властями на местах, убежден замминистра экономики.

«Нужно понимать весь жизненный цикл товара и его упаковки с момента его проектирования и до момента переработки, – говорит Дмитрий Матусевич. – Важно знать, где образуются отходы, как они могут быть переработаны, какие новейшие и самые лучшие практики производства и переработки есть в мире».

И, разумеется, меняя сознание тех, кто управляет предприятиями, тех, кто покупает товары, и тех, кто отвечает за сбор и переработку отходов.

Внедрение принципов «зелёной» и циркулярной экономики может обеспечить Беларуси 12-15% прироста ВВП, отмечает заместитель министра экономики.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость