История долгого закона
Закон об обращении с животными разрабатывается в Беларуси уже 14 лет, неоднократно сдавался в архив и опять вернулся в небытия. В СМИ даже называют его одним из самых резонансных законопроектов, а зоозащитники не устают по поводу него ругаться. В этом году документ в очередной раз попытаются принять. Согласно планам парламентариев, сделано это должно быть к концу 2015 или в первой половине 2016 года.
Юрист ОО «Экодом» Григорий Фёдоров говорит, что эта редакция закона мало чем отличается от предыдущей. Прошлый проект появился в конце 2000-х годов, его обсуждали с общественностью, но он не прошёл согласование с ведомствами после первого чтения. Повторная попытка была предпринята в 2001 году, но и она закончилась ничем.
Изменили Уголовный кодекс, но животных не защитили
Так чем же плох прошлый проект закона? «Представители зоозащитных организаций неоднократно заявляли, что предложенный в 2011 году законопроект не обеспечивает защиту животных от жестокого обращения», — пишет правозащитник Юрий Чаусов в блоге «Место под солнцем».
Сейчас они уверены в том же, даже несмотря на появление в 2015 году статьи 339-1 в Уголовном кодексе. Согласно ей, за жесткое обращение с животными отныне можно попасть под арест или получить год исправительных работ.
Зоозащитница и правозащитница Анастасия Жаврид рассказывает, что последний такой случай, о котором она знает, произошёл в Витебске. За убийство щенка на глазах у малолетней дочери (то есть с отягощающими обстоятельствами) виновного наказали 5 сутками административного ареста. «Для сравнения: за организацию показа кино в Минске в переходе Насте Доль дали 6 суток», — подчёркивает она.
Примечание: Службой «Зелёного дозора», запущенного товариществом «Зелёная сеть», описан алгоритм действий в случае, если вы стали свидетелем жестокого обращения с животными.
По мнению Анастасии, нововведения в УК принципиально ничего не изменили. И хотя защита животных — первоочередная проблема, её решения в новом законе, как ни странно, по-прежнему не ждут.
Чипирование и бездомные животные
«Я регулировала бы разведение животных. Ведь кошки и собаки на улицах — это головная боль. А ещё я отредактировала бы правила, которые касаются пунктов временного содержания», — говорит зоозащитница, сотрудничающая с приютом «О'Кош&Ко», Илона Куделько. Разведение породистых животных в некотором смысле она тоже считает проблемой: иногда заводчики продают больных особей, и неясно, куда девают отбракованных.
И это на фоне большого количества бездомных животных. Причиной тому Илона считает безответственность людей. И здесь она приветствует чипирование: ведь примерно 85% найденных животных с чипами — это потеряшки. А вот остальные — попросту выброшенные на улицу. И для хозяев таких животных Илона предложила бы ввести «алименты» — сбор на содержание в приюте.
Правозащитница: закон не проработан
О введении обязательного чипирования в проекте говорится, но идея Илоны нереальна — так считает Анастасия Жаврида. По её мнению, закон в таком виде, как сейчас, поставит крест на волонтёрской работе и приютах: «Даже собственник не сможет держать более двух животных. А волонтёрские приюты находятся в частных домах, и причём эти дома — собственность волонтёров». В случае принятия такой поправки квартирные передержки тоже исчезнут, обращает внимание она.
«Закон состоит из обязанностей владельцев собак, о кошках же ничего не сказано. Владелец собаки станет всем должен, в то время как ЖЭСы будут по-прежнему не выполнять свои обязанности», — говорит Анастасия.
По её словам, ЖЭСы должны организовывать площадки для выгула, но сейчас они упираются, говоря, что нет средств. И это при том, что владельцы зарегистрированных животных делают выплаты, а за выгул в неположенном месте могут понести административную ответственность. Есть и другие проблемы: в регионах собаку могут «отстрелить» даже в присутствии хозяина. Печальные факты подтверждения тому имеются.
По новому закону «Фауна города», бюджетная организация, может стать закрытой, недоступной для волонтёров. «Закон совсем не проработан», — считает Анастасия и добавляет, что ведомства, кроме разработчика, его ещё не видели.
Немного добра и жестокости
«Это не проект, это пародия. Они уходят от защиты животных», — недовольна Маргарита Пушкевич, председатель общества защиты животных «Зоосвет».
По её словам, регулировать численность животных будут, как и раньше, убийством, налоги владельцев зверей по-прежнему будут поступать в бюджет, а не на нужды питомцев. Мировой опыт, который при прошлом обсуждении закона предлагали общественники, во внимание не приняли.
Председатель совета ООБЗЖ «Абаронiм жыццё» Елена Титова не нашла времени дать комментарий, но сказала, что в этих вопросах мнения её и Маргариты обычно совпадают.
«В ряде западных стран запрещены зверофермы, тестирование косметики на животных, их использование в образовании, в цирке; в зоопарках они живут не в клетках, а в вольерах. К этому нужно стремиться, — говорит Людмила Логиновская, биолог и специалист в области экологической этики. — Единственное хорошее, что я увидела, — запрет на использование животных в экспериментах, если есть альтернатива. Что касается других сфер, идёт легализация жестокости: животное на звероферме можно убивать током, в цирках — наносить травмы и увечья при дрессировке. Частично запретят передвижные зоопарки, но о передвижных цирках ничего в новой редакции закона не сказано».
ЖКХ не уверено, что закон вынесут на общественное обсуждение
Нам удалось получить комментарий от главного разработчика закона — Министерства ЖКХ. Виолетта Андрианова, консультант управления жилищного хозяйства, лишь обронила: «Ещё неизвестно, будет ли выноситься [закон на общественное обсуждение, - авт.]. Ему до Палаты представителей как до Луны. Извините, мне очень некогда».
Ввиду такого недовольства общественников юристы, работающие с правами животных, уже начали собирать предложения в закон, но в министерстве получили примерно такой же ответ: «Можете комментарии писать, но лучше не пишите». Хотя новый проект закона предоставили.
Тем не менее, юристы надежды не теряют. И параллельно недоумевают над странным решением сделать животных вотчиной ЖКХ. Хотя и признают, что другие министерства за эту область не возьмутся: ответственности много, а денег мало.
Чтобы было «как в Европе»
…Так зачем же многострадальный закон в который раз вытаскивать из пыльных шкафов, ничего не меняя? Желая остаться за кадром, некоторые визави прокомментировали это так: не из-за любви к животным, а, возможно, потому, что скоро выборы.
Мелкая, но не надуманная деталь: один из разработчиков закона — Министерство иностранных дел. Возможно, этим шагом власти попытались сделать «как в Европе». Только, по мнению зоозащитников, пока ничего не получается.