За неполные пять лет существования брестский приют для бездомных животных «Доброта» сменил уже четыре адреса. На каждом новом месте обязательно оказываются недовольные люди, не желающие иметь таких соседей. Даже сейчас, когда приют находится в промышленной зоне вдали от жилых домов, всё равно на него пишут жалобы.
Как и все аналогичные организации, «Доброта» существует только за счёт волонтёрской помощи и пожертвований неравнодушных людей. Всего в организации более 30 человек, но активно участвуют в жизни приюта лишь около десяти. В общем, всё как у всех: мало рук и мало денег.
Обязанности распределяются между волонтёрами: кто-то варит еду, кто-то привозит воду (приют находится на территории, где нет ни колодца, ни водопровода), кто-то собирает по городу пожертвования, кто-то кормит и выгуливает животных. Все не могут заниматься всем, - это будет бардак.
Сейчас в приюте почти 50 собак немного менее 40 котов. Собаки живут в вольерах и будках, а коты в «кошачьем домике», который по сути своей – просто вагончик, приспособленный под их содержание: в нём есть полки и мягкие лежанки.
Практически всем животным волонтёры приюта стараются найти дом, но некоторых навсегда оставляют у себя. Преимущественно это животные-старики, инвалиды и животные с серьёзными хроническими заболеваниями.
«Кто-то, возможно, и захотел бы взять кошку с, например, лейкозом, но мы понимаем, что лучше перестраховаться и оставить животное у себя, чем рисковать и отдавать человеку, который может скоро понять, что на это животное приходится тратить слишком много денег. Ведь в лучшем случае человек просто вернёт нам кошку, а в худшем – выбросит её на улицу. Так что в приюте есть животные, которые с нами с самого начала» - говорит Наталья.
Есть в волонтёрской работе сезонные тенденции. Новый год – это двойная рулетка. Во-первых, люди берут животных в подарок (особенно много таких случаев было этой зимой, в преддверии года собаки).
Так, за некоторое время до Нового года «Доброта» временно перестаёт пристраивать животных, потому что у волонтёров в таких условиях нет возможности убедиться даже в том, что кот или собака вообще нужны людям, которым их собираются подарить. Во-вторых, на Новый год собаки часто теряются, потому что пугаются петард и фейерверков.
Но действительно страшные времена, по словам Натальи, – это начало весны, когда кошки начинают массово гулять и потом массово же появляются котята, и конец лета, когда всё это повторяется. А в начале зимы идёт бесконечный поток щенков. Эти периоды – ужас любого волонтёра.
«Вот и сейчас нам звонят и рассказывают о том, что где-то в подъезде кошка родила котят, и сердобольные жильцы поставили ей какую-то коробку, постелили тряпки и даже вроде как подкармливают, но кошку надо срочно забирать, потому что другие жильцы уже недовольны и угрожают выгнать её с котятами на улицу», - рассказывает Наталья типичную для начала весны историю.
Что касается пристройства животных, то и в это есть сезонные тенденции. И если в преддверии Нового года желающих приютить бедомную кошку или собаку очень много, то лето – это мёртвый сезон. У многих отпуска, люди куда-то уезжают, - им совсем не до животных.
Лучше всего пристраиваются, конечно, щенки и котята. Но приют не отдаёт совсем маленьких детёнышей.
«Мы ждём, пока они подрастут и будет возможность сделать хотя бы первичную вакцинацию. Первые прививки мы делаем сами, потому что хоть люди, берущие животных, обещают, что будут своевременно всё делать, но зачастую они не выполняют эти обещания».
Как и в другие приюты, в «Доброту» периодически обращаются те, кому принципиальна важна порода животного. Для волонтёров такой запрос – это плохой знак, потому что велика вероятность, что люди, которые хотят собаку определённой породы, но не готовы платить заводчикам, будут пытаться заниматься разведением щенков и при этом не особенно заботиться о здоровье самой этой собаки.
Наталья рассказывает, что в конце прошлой осени в группе приюта был пост о щенке, которого женщина подобрала на трассе и сама пыталась пристроить. Ей удалось это сделать, но буквально спустя пару дней появилось сообщение, что где-то около магазина Детский мир на улице оказался очень похожий щенок. Волонтёры забрали его в приют и стали разбираться, что именно случилось.
«А щенок был очень похож на джек-рассел-терьера. И вот мы его немного социализировали, привили и стали пиарить. Вскоре позвонили люди, которые заинтересовались этим щенком, но я сразу же объяснила, что это не джек-рассел, и даже не метис джек-рассела, а самая обыкновенная дворняжка, которой посчастливилось иметь такую вот «породистую» внешность, и спросила, почему они изначально спрашивают о породе. Мне ответили, что они для детей хотят джек-рассела, но на покупку не хватает денег. Потом ещё выяснилось, что эта семья хотела, чтобы в перспективе эта собака рожала, чтобы, как они сказали, дети могли поиграться со щенками», - рассказывает Наталья.
Конечно, животное в ту семью не отдали. Услышав о том, что собака отдаётся по договору и с условием, что в будущем она будет стерилизована, а ни о каких щенках речи быть не может, эти люди сказали, что такая собака им не нужна.
Недавно в приюте была похожая ситуация: мужчина заинтересовался одной собакой, которая была внешне похожа на овчарку, и интересовался он ей именно как собакой этой породы. Наталья объяснила ему, что это совершенно точно не овчарка, но мужчина не растерялся: «Ну ладно, лабрадор мне тоже подойдёт. У вас есть лабрадор?»
Первое, что волонтёры «Доброты» говорят людям, которые хотят взять животное в приюте, это то, что животное отдаётся только при условии заключения договора, где будут указаны паспортные данные человека, который забирает котшку или собаку, и прописаны обязательства новоиспечённых хозяев: проведение вакцинации и кастрации (стерилизации) в определённые сроки.
Эти требования мгновенно отсеивают многих безответственных людей. Если человек настроен несерьёзно, то как только слышит о предоставлении паспортных данных и хоть каком-то подобии обязательств, сразу же отказывается.
Если человек соглашается с первым условием, то волонтёры обязательно спрашиваеют, были ли у него до этого другие животные, и что с ними стало.
«Есть такая категория людей, у которых постоянно убегат собаки по каким-то якобы не зависящим от них причинам, или коты периодически бесследно пропадают или вываливаются из окна. Это безответственные люди, которые считают, что животное – это игрушка: сегодня оно есть, завтра его нет, а послезавтра можно взять новое», - отмечает Наталья.
И если у человека спрашивают, что случилось с предыдущей собакой, в ответ слышат: «Мы завезли её в деревню, потому что в семье родился ребёнок», то волонтёры однозначно не отдадут ему новое животное. Также ни в коем случае не отдают котов людям, которые планируют выпускать их на самовыгул. Порой же как говорят?
«Знаете, у меня уже есть один кот, а я живу в частном секторе и постоянно выпускаю его гулять, но он всегда возвращается».
Но волонтёры понимают, что однажды этот кот не придёт.
«Когда человек говорит, что у него была, например, кошка, которая прожила 12 лет и умерла от старости, мы спрашиваем, наблюдались ли они у ветеринара. И если в ответ слышим что-то вроде «Нет, мы нигде не наблюдались, но ведь ей было аж 12 лет!», то понимаем, что и с тем животным, которое человек сейчас хочет взять, он не будет ходить к ветеринарам, не будет заботиться о его здоровье. Так что на этом вопросе тоже часть потенциальных хозяев отсеивается».
С теми людьми, которые проходят этот «первый фильтр», волонтёры обсуждают детали. Узнают, в частный дом или в квартиру люди берут животное, пытаются понять, смогут ли хозяева регулярно выгуливать собаку и прочее.
«Если собака не гладкошёрстная, то мы можем отдать её и для жизни в вольере. Но если кто-то хочет взять в вольер собаку с короткой шерстью и совсем без подшёрстка, то мы ему, конечно, эту собаку не отдадим, потому что она просто умрёт от холода».
«Котов отдаём только тем, у кого на окнах стоят сетки. 90% наших животных были буквально спасены нами. И пусть они лучше несколько месяцев проведут в приюте, но мы будем уверены, что отдадим их в хорошие руки», - рассказывает Наталья о специфике отбора потенциальных хозяев для подопечных приюта.
Перед тем, как отдать животное, важно узнать, согласны ли все члены семьи с тем, что в доме появится кот или собака. Волонтёры уточняют, есть ли в семье дети, и если есть, то сколько им лет. Безусловно, каждая ситуация рассматривается индивиуально. По словам Натальи, бывает так, что на вопрос о детях люди отвечают: «Да, я как раз хочу взять для ребёнка собачку или кота».
Но так не должно быть! Ребёнку можно взять игрушку, но кот или собака – это не игрушка. А если человек говорит, что берёт животное как бы для себя, но хочет, чтобы и ребёнок приучался к животным, то это, конечно, уже совсем другая ситуация.
Ещё один вопрос, который всегда задают в «Доброте» – это вопрос о том, как люди планируют кормить животное. Делать это по принципу «что себе, то и им» - неправильно. У животных должен быть сбалансированный рацион.
И пусть это даже будут не премиум корм, но это всё равно должен быть специальный корм для животных. Наталья уверена: даже Вискас или Чаппи в любом случае будут лучше, чем объедки с человеческого стола.
В приют часто звонят дети, которые хотят взять кота или собаку, но волонтёры никогда не отдают ребёнку животное, не поговорив предварительно с его родителями. Как бы ребёнок ни просил, - это очень строгое правило.
Нередко звонят охотники, которые ищут собак для охоты, но им животных в «Доброте» не отдают вообще никогда.
«Даже специально обученные с детства псы порой теряются на охоте в порыве азарта, что уже говорить о наших «потеряшках», о многих из которых мы вообще не знаем, как и где они росли. Да и ветеринары рассказывают, что к ним в клиники обращаются охотники с буквально порванными собаками: их на охоте калечат те же кабаны, они попадают в капканы».
В целом, когда волонтёры общаются с людьми, которые хотят взять животное из приюта, то обращают внимание на самые разные «звоночки».
И если некоторые нюансы можно обсуждать, и находить компромиссы, то есть аспекты, в которыхт никакие уступки невозможны.
«Мы не для того спасаем наших животных, чтобы потом снова рисковать их жизнями», - подытоживает Наталья.