06.12.2017 / 22:12

«До 30 лет я был скучным и ничем не примечательным», – говорит Красимир Врански из Питера, и его история немного похожа на чудо. Пять лет назад этот мужчина с необычным именем начал решать свои проблемы, потом – проблемы двора и затем – города. Так в 2012 году появилось движение «Красивый Петербург», которое потом поддержали жителей 60 городов России.

Это немного похоже на сайты petitions.by, zvarot.by и 115.бел, но всё же не совсем. Вдохновитель Красимир Христов Врански просто и без подвига на лице рассказывает о том, как отправил тысячи обращений с фото, объясняет, как общается с тысячами людей, над которыми у него нет власти.

Они проводят акции, исследования, общаются со СМИ и имеют в составе 6 координаторов движения, около 20 людей, которые работают в районах, и столько же экспертов разных профилей. Все эти люди – волонтёры.

 

Выставил мне пальцы веером и говорит: «Да ты чё!»

С 2012 года я координатор движения «Красивый Петербург». Как это случилось?

Дома у меня возникли проблемы – открыли круглосуточный магазин с алкоголем. Там собирались пьянчужки, стали орать и драться. Дошло до стрельбы по банкам и бутылкам из пистолетов. Было невозможно спать.

Естественно, я струхнул пойти и сделать замечание пьяной толпе с пистолетами. Сделал проще: каждый день стал вызывать полицию; собрал подписи всего дома и торжественно сдал в муниципалитет, чтобы это всё прекратилось.

Через три недели магазинчик прикрыли – оказалось, там должна была быть аптека. Так я увидел, что свои проблемы можно решить. А были и другие: разбитая детская площадка, изъезженные газоны, ямы…

Я подавал коллективные обращения, и после пятого или шестого меня позвал к себе глава муниципалитета на разговор. Думаю: «Ничего себе! Сам глава!»

А там какой-то дядечка, всю жизнь военный, выставил мне пальцы веером, как бандит, и говорит: «Да ты чё! У нас всё в стране решено. Думаешь, отправил, а я побежал делать? Мечтай!»

Мол, у них мало денег, и вообще они за какие-то вещи не отвечают.

 

Со мной не говорили вживую, и я отправил обращения

Я в шоке: он управляет моим муниципалитетом? Муниципалитетов в моём городе! И тогда я не знал, что вся их власть – фейковая. В тот момент я считал, что это сила.

Я понял, что не хочу, чтобы от этого сдавшегося человека зависело моё будущее. Пришёл в учреждение повыше – администрацию района. Простоял три часа, но меня никто не принял. Я забил на общение с чиновниками и стал отправлять обращения по e-mail.

Написал тем, кто управляет городом, и заметил: от губернатора обращение спускают обратно в муниципалитет, но там уже отчитываются мне как гражданину, и наверх, губернатору.

Обращение за пять минут. Шикарная тема! Я стал делиться с друзьями и знакомыми, спрашивать: например, что делать, когда разрыли всю улицу. На тот момент у меня было около 200 друзей «Вконтакте» – одноклассники, одногруппники, коллеги.

Люди стали присоединяться, говорят, у них такие же проблемы. За пару месяцев у меня были уже десятки отправленных обращений. И тогда я создал группу «Вконтакте»  и назвал её «Красивый Петербург». К группе за несколько месяцев присоединилось больше тысячи человек.

 

«Вы настоящий?»

Мы провели первую акцию – гражданскую инспекцию: в каждом районе города вышли люди, чтобы фиксировать проблемы. Чуть более 100 человек приняло участие.

После мы с друзьями кинули клич: «Ребята, у нас чрезвычайно много фото, помогите подготовить обращения». В открытых пространствах, кафешках собирались каждый день на протяжении 2 недель и отправляли обращения по электронной почте, в электронные приёмные разных ведомств.

Можешь себе представить: летом за две недели чиновники получили пару тысяч обращений, и все от моего имени – Врански Красимира Христова. Некоторые звонили и спрашивали: «А вы настоящий человек?»

В один район попало около 400 обращений, и чиновник приглашал зайти. Говорит: «Можно, вас увидят мои коллеги? Мы спорили, потому что думали, что вы робот».

Тогда мы себя осознали как движение.

Параллельно происходил эволюционный процесс. Раньше я думал, что мой дом – моя крепость. А потом понял, что мой дом – это и двор, и район. Через 6-7 месяцев я осознал: Санкт-Петербург – это зона моей ответственности.

 

Решено больше 35 тысяч проблем

С нами был программист, который сказал: “Что вы мучаетесь, давайте я сделаю сайт”. Понадобилось две недели: теперь на сайте выбираешь категорию проблемы, отмечаешь место на карте. Текст формируется автоматически, и обращение уходит  ответственному ведомству.

Всё это происходит согласно закону об обращении граждан: достаточно написать ФИО и электронный адрес (как гласит Федеральный закон №59). Всё по закону, и нам обязаны в течение 30 дней или дать ответ, или устранить проблему. Чиновники сопротивляются, но это закон.

Раньше у меня была проблема с текстом: на какие нормативы сослаться? Оказалось, можно написать просто: «Прошу обратить внимание на проблему детской площадки во дворе по адресу НН. Фото прилагается». Этого достаточно.

Мы затрагиваем порядка 80 категорий нарушений, от ям и загрязнённых водоёмов до незаконной торговли. Чуть более чем за пять лет мы объединили свыше 50 тысяч неравнодушных петербуржцев, которые хотят жить красиво. На данный момент через сайт только в Петербурге уже решено больше 35 тысяч проблем. Позже мы сделали мобильное приложение.

Опыт стали перенимать: он распространился на 60 городов России, мы даём бесплатно сайт и приложение, настраиваем за час-два. Первым был Великий Новгород. Раньше у них зимой чистили только три улицы: ту, где живут губернатор, мэр и начальник организации, которая чистит. Теперь чистят все.

 

«Мы учитываем реалии и не занимаемся политикой»

Но важны не только решённые проблемы, а то, что из людей мы создаём граждан. Пошевелились – и поняли, что от них что-то зависит. Есть чиновники и депутаты, к которым можно обратиться, но с другой стороны – надо заставлять их работать.  Они не выбранные, и для них важнее всего отношения с начальством. Но всё же давлением через прессу удаётся что-то решить.

Депутаты здесь лояльные и согласованные, если ты сказал, что против Путина – побоятся с тобой разговаривать. Мы учитываем реалии и не занимаемся политикой, для нас не имеют значения партии.

Да и сам гражданин не должен причинять ущерб, не мусорить, должен позвонить, если увидел опасное дерево. Такие граждане меняют мир вокруг, и это самый большой эффект от нашей деятельности.

У нас в группе 55 тысяч человек – она одна из самых крупных в Петербурге. С нами считаются, нас читают. Я вижу огромный рост гражданской сознательности, мы уже достигли критической массы. Количество людей, готовых заниматься проблемами, перевалило за 250-300 тысяч, а это 5-6%.

Это люди, которые занимаются благоустройством, собирают мусор раздельно – все, кто готов сделать дополнительно несколько действий. Мы проводим акции по посадке деревьев, исследования, инспекции.

 

«Я не могу никого заставить, я могу только предложить»

Как эти люди пришли? Я не понимаю.

Я не считают себя особенным человеком. Я учился в школе нескольких странах: Болгарии, Молдове, России – но не говорю правильно ни на одном из языков. У меня нет особенных способностей, и до 30 лет я был неинтересным и скучным, пять дней в неделю работал в офисе. Не занимался ничем полезным. Смотрю назад и ничего интересного не вижу. Это было вторым рождением.

Когда у меня была проблема – я обращался к друзьям и спрашивал, что делать и кто готов со мной. Даже сейчас, в нашем огромном сообществе, я не могу никого заставить. Я могу только предложить.

У нас сейчас образовался костяк – 6 координаторов. Порядка 20 человек занимается нашими 17 районами. Есть около 15-20 экспертов – архитекторы, урбанисты, транспортные инженеры. Они тоже волонтёры.

Как мы делаем наши проекты? Что-то предлагаем, проводим опрос, собираем мнения и отдаём экспертам. И лишь тогда рождается инициатива и наши предложения.

Чиновники их реализовывают, потому что это желание горожан. Но часто считают, что мы получаем много денег, то ли от НАТО, то ли от Госдепа. Судят по себе: не двигаться, пока кто-то не заплатит. А я воспринимаю всю страну как мой дом.

 

Власти – это просто исполнители

С начала года госучреждения закрыли свои электронные адреса и предлагают пользоваться электронной приёмной, где нужно заполнить много полей, нельзя приложить более одного файла. Раньше в месяц они получали около 10 тысяч обращений, теперь – 2-3 тысячи писем.

Поэтому мы запустили общественные кампании – значит, будем давить через публичность. И параллельно мы запустили суд, чтобы элетронная почта снова стала открытой.

Мы ведём, например, кампании по борьбе с нелегальной торговлей и нелегальной проституцией. Для некоторых проблем делаю трансляции в группе онлайн, которые собирают по 5-6 тысяч просмотров.

Власти реагируют по-разному: в основном воспринимают нас врагов, но некоторые, особенно в верхах, одобряют. Ведь даже вышестоящее руководство не может уволить некоторых, поставленных по знакомству. А некоторые мэры ходят на акции и на ходу дают поручения. Правда, это скорее редкость.

Но это мы, граждане, власть в этой стране. А они исполнители.

Автор:
Фотограф:
из архива Красимира Врански; getbg.net
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость