07.08.2015 / 17:08

4 августа прошло общественное слушание по вопросу сноса части столичного района — Сельхозпосёлка.

178-я школа всегда была «пограничной». Расположенная на краю частного сектора по ул. Восточной, она собирала учеников двух больших категорий: «городских» и «поселковых». Дружили эти категории между собой примерно как кошка с собакой. Разные условия существования школьников накладывали свой отпечаток на восприятие мира. Поэтому особенно острые вопросы решались учениками после уроков, за углом спортзала.

История часто ходит по спирали. 4 августа в актовом зале школы состоялась очередная «встреча жителей частного сектора Советского района г. Минска с представителями Мингорисполкома». Звучит солидно, но по сути — та же самая разборка между «городскими» и «поселковыми», где одна сторона совершенно не слышит другую, и в итоге все остаются при своём.

Сельхозпосёлок всегда был проблемным местом. Более 40 лет многие домовладения находятся в неопределённом статусе: то их собираются сносить, то нет. При этом модернизация и расширение жилой площади домов запрещены. Постоянно менялся как генплан столицы, так и официальный ответ на вопрос: «Сносят или нет, если да, то когда?» 

С выделением 11 гектаров под коммерческую застройку СУП «Горизонтпроектстрой» определённость появилась, и она совсем не обрадовала жителей квартала, ограниченного улицами Собинова-Восточная-Некрасова-Олешева: всё идет под снос. 

Горячая встреча с представителями Мингорисполкома проходила в довольно большом актовом зале школы, который не смог вместить всех желающих. Люди стояли в проходах, в фойе. Многие просто уходили, не в силах выдержать духоту.

Анализируя происходящее на почти 3-часовом собрании, становится очевидно: власть и жители говорят искренне, аргументированно, но на разных языках.

Открывая мероприятие, первая заместитель главы администрации Советского района А.В. Санковская с трудом выдерживала «корпоративный» государственный стиль собрания: люди изначально были на взводе и требовали ответов на конкретные вопросы, не желая соблюдать регламент и слушать красивые и витиеватые словесные конструкции про радужное будущее Минска.

Тихий, интеллигентный Александр Акентьев (главный архитектор УП «Минскградо»), как обычно на подобных заседаниях, первым идёт в бой, продвигая сквозь гул голосов общую статистику и подробности генплана. Основная мысль — частная застройка не отделима от города, находится «не на Марсе», связана системами жизнеобеспечения с мегаполисом и не может быть изолирована, в том числе от генплана развития. Главные цифры — всего 73 тысячи человек из 2-миллионного населения Минска живут в частной застройке. В Советском районе эта застройка занимает 40% площади, проживают там лишь около 9% населения. С учётом решения об остановке территориального развития города в целом основной посыл ясен: городу нужны земли внутри кольцевой.

Председатель Комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома Павел Лучинович размеренно начал свое выступление про особенности модернизации Минска, которое быстро утонуло в «давайте по существу» и «дайте договорить». После чего Павел Сергеевич вздохнул и молвил: «Хорошо, отвечу на конкретные вопросы». Вопросов было много.

Если систематизировать весь спектр настроений бурлящей общественности, то можно выделить основные проблемные моменты:

  • Почему в городской черте так много посевных площадей («растет просо»), на которых ничего не строится, в то время как сносится обжитый Сельхозпосёлок?
  • Почему не исполняется 5-й пункт указа президента №58, который позволил бы получить участок в Минске (или возле МКАД) для переезда тех, кто идёт под снос?
  • Застройщик строит коммерческое жильё, зарабатывает на этом, себе в убыток работать не будет. Почему изымается земля под предлогом нужд города и общества?
  • 40 лет неопределённого статуса, будет ли четко сказано: кого и когда снесут?
  • Почему предлагается компенсация всего 500 долларов за метр?
  • Кто пишет генплан города, и где он обсуждается?

Более-менее внятные ответы попытались дать лишь на первые два вопроса. По словам Александра Акентьева, градостроители давно положили глаз на посевные площади, но они являются зоной водозабора, поэтому не отдаются под застройку. Что касается внеочередной выдачи участков под Минском для «переселенцев», горисполком постоянно запрашивает район на предмет таких территорий, но ответ лишь один: «Свободных нет». Остальные вопросы получили невнятный ответ, либо универсальное «это не мы решаем».

Общественная активистка Ольга Валентиновна обратила внимание на серьёзное несоответствие указа №58 Конституции сразу по нескольким позициям. Впрочем, реакция председателя Комитета архитектуры и градостроительства была спокойной: разработчиком закона их ведомство не является, а для проблем с Конституцией есть Конституционный суд.

В целом можно констатировать низкую эффективность подобных собраний с точки зрения установления какой-то истины или поиска правды. По большей части происходит перепалка разозлённых людей и раздражённых чиновников. Ответы последних часто встречали смех в зале, неодобрительный гул. Чувствовалось общее недоверие всему, что говорилось с президиума.

Но есть и польза. Власти полезно измерить температуру общественных настроений. Хорошо бы научиться общаться с гражданами не в режиме партсобрания и помнить, что все вопросы, которые касаются собственного жилища, крайне чувствительны для любого человека. 

Инициативная группа Сельхозпосёлка уже состоит из 430 человек, и явно будет расти, постепенно выделяя внутри себя юристов и хорошо пишущих письма в различные инстанции. Такого рода собрания способствуют консолидации мнений и требований, что повышает вероятность достижения цели если не по спасению Сельхозпосёлка, то хотя бы получения достойных компенсаций за сносимое жильё.

В любом случае это лишь начало. Впереди ещё много борьбы: люди защищают свой дом и настроены серьёзно. В данном случае уместна фраза из одного кинофильма: «Ничего не кончено». 

Источник:
Денис Зеленко
Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость