Основная задача проекта – восстановить естественный гидрологический режим уникальной природной территории, существовавший до масштабного вмешательства человека. На протяжении многих веков Беловежская пуща была территорией с высокой степенью заболоченности. Ещё 100 лет назад болота занимали более 30% её территории. Однако в результате мелиоративных работ гидрологический режим пущи изменился коренным образом. Было осушено почти 50% площади болот, спрямлено 12 малых рек, прокопаны сотни каналов лесной мелиорации. В итоге уровень грунтовых вод в пуще упал на 20–150 см, что повлекло за собой ослабление лесных насаждений. Особенно это отразилось на еловых древостоях, которые подверглись атакам короеда-типографа и прочих стволовых вредителей. Ученые говорят об усыхании около 30 тыс. га ельников и давно бьют тревогу. Но лишь сейчас появилась возможность реально повлиять на ситуацию.
В рамках проекта работы ведутся на трёх модельных территориях. Это осушенное болото Борущичи, сеть каналов «Плянта» и канал в верховьях реки Соломенка. Территории были отобраны из более 30 сезонных и временных водотоков, обследованных специалистами научного отдела парка в рамках работ по инвентаризации сезонных и временных водотоков на территории исторической части пущи. На бывшем болоте Борущичи, осушенном полвека назад с целью увеличения площадей под сенокосы (надо было заготавливать корма для копытных), водоподпорные сооружения уже сооружены. На системе каналов, огибающих бывший сенокос по периметру, сотрудники пущи построили пять земляных плотин.
«Строительство каскада плотин задержит сброс воды весной. Это даст прилегающим лесным комплексам дополнительную влагу, которая так нужна в период развития и роста, – говорит координатор проекта Виктор Фенчук.
Строительство плотин на малых водотоках не терпит самодеятельности. Изыскательские и проектные работы на трёх модельных территориях проводило ООО «Геоплан» из Молодечно. Представители организации тоже приехали на приёмку плотин в урочище Борущичи, придирчиво осмотрели сооружения и согласились, что работы выполнены в строгом соответствии с проектом.
Как именно строится плотина, с виду представляющая собой обычную земляную насыпь-перемычку, мы увидели на объекте «Плянта». Тоже интересное место. Полвека назад какие-то высокие умы решили создать в пуще… водно-парковую зону. Для этого на площади 554 га (открытое низинное болото плюс лесная территория) построили мелиоративные каналы протяжённостью 3 870 метров и вырыли несколько прудов. Идея так и не была доведена до конца, но каналы остались.
В соответствии с проектом на каналах должно быть построено девять плотин. Основу одной из них нам довелось увидеть. Оказывается, под земляной «шубой» плотины скрывается деревянный скелет. Строго по профилю русла канала возводится деревянная перемычка, между досками которой плотно вбивается доска, похожая на штакетину забора. Именно эта основа удерживает сильный напор воды и не даёт насыпи размыться. Каждый из участников проекта и приглашенных гостей получил возможность приложить руку (вернее кувалду) к символической закладке будущей плотины, то есть забить в дно канала ещё одну «штакетину». Всю дальнейшую работу по возведению плотины будут делать сотрудники НП «Беловежская пуща»: достраивать деревянный каркас, насыпать землю строго в определённых границах, укладывать сверху дёрн, который также будет удерживать грунт от размыва во время весенних паводков. Практически всё – вручную.
«Проект реализуется на особо охраняемой природной территории, которая имеет международный статус биосферного резервата и является частью трансграничного объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. Поэтому мы максимально учитываем возможность выполнения работ без привлечения тяжёлой техники, – поясняет сотрудник научного отдела НП «Беловежская пуща» Руслан Книга. – Устройство простых плотин выполняется хозспособом из местных материалов: камни, стволы упавших деревьев, почва…».
Между тем проект «Малые ручьи – большое внимание» не единственная из реализуемых в пуще природоохранных инициатив, направленных на восстановление гидрологического режима. Другой свей важной задачей экологи и учёные считают повторное заболачивание осушенного в 1970-х годах болота Дикий Никор, расположенного на восточной окраине пущи. Это позволило бы создать своего рода буферную зону между интенсивно осушаемыми торфяниками и лесными экосистемами Беловежской пущи. Работы в этом направлении ведутся при поддержке Франкфуртского зоологического общества.