Комитет по выполнению конвенции пришел к выводу, что в оценке воздействия БелАЭС на окружающую среду «упоминаются альтернативные места размещения атомной электростанции и критерии выбора площадки, но не приводится достаточной информации в поддержку и обоснование выбора Островецкой площадки для принятия окончательного решения в отношении этой деятельности в соответствии с конвенцией».
Официальный Минск заявил, что «глубоко разочарован» решением Комитета.
«Идя на поводу официального Вильнюса, ЕС «не заметил» того, что почти восемь лет правительство Беларуси активно сотрудничало с Комитетом по имплементации положений Конвенции Эспо в рамках рассмотрения литовской жалобы. Действуя в духе доброй воли, мы неоднократно инициировали диалог по этой теме с Литвой, которая под любыми предлогами избегала конструктивного взаимодействия», — говорят в МИД.
В свою очередь Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, назвало решение Комитета «манипулированием Конвенцией» и заявил, что оно «не препятствует завершению строительства станции и реализации планируемой деятельности».
В свою очередь, представители беларусского гражданского общества распространили заявление, в котором привествуют решение по Белорусской АЭС, принятое внеочередным Совещанием Сторон Эспоо конвенции ЕЭК ООН.
«Это нарушение для нас, общественности Беларуси, очевидно и находит свое подтверждение в ряде фактов, которые мы озвучивали прежде, и которые также подтверждены решениями Орхусской Конвенции ЕЭК ООН и результатами партнерской проверки стресс-тестов Белорусской АЭС, - говорится в распространенном заявлении. - Мы многократно обращали внимание на тот факт, что решение о выборе Островецкой площадки было сделано до начала консультаций с затрагиваемыми странами, а также до завершения всех необходимых исследований – именно поэтому Комитет конвенции Эспоо не смог найти в документации по Оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) Белорусской АЭС достаточного обоснования этого выбора».
Вместе с тем, по мнению представителей гражданского общества это далеко не все нарушения, которые Комитет должен был бы отметить в своем решении. Они отмечают, что Беларусь не выполнила решения 6-го Совещания сторон по Белорусской АЭС, а также не предоставила информации по пяти техническим вопросом, поднятым Литвой во время консультаций.
«Комитет по Осуществлению и за ним внеочередное Совещание сторон конвенции Эспоо, на наш взгляд, приняли чрезмерно мягкое решение по Белорусской АЭС, фактически не наложив на страну каких-бы то ни было дополнительных обязательств».
В этой ситуации вызывает особенное беспокойство неприятие Беларусью этого решения, как и явный саботаж переговоров и заявления о процедурных нарушениях и политических манипуляциях, которые могут привести не только к ухудшению практики применения Конвенции, но и к ухудшению международного имиджа страны, в частности на европейской арене.
«Многолетние дискуссии в рамках Конвенции Эспо ясно показали, что одна из многих проблем, связанных с проектом Астравец, заключается в том, что Беларусь продвинулась вперед без достаточного учета того, что проект расположен вблизи границы с Литвой. После Чернобыля можно было бы ожидать, что беларусские власти станут мудрее. Тем не менее, даже во время этого промежуточном совещании они продолжали использовать тот же акцент на бюрократии, чрезмерном толковании правил и потере времени для защиты неприемлемой позиции, как это делали советские власти после Чернобыля. в ущерб такому количеству беларусов», - комментирует сложившуюся ситуацию Ян Хаверкамп (Jan Haverkamp), главный эксперт «Greenpeace» по ядерной энергетике.
«Современная Беларусь должна понимать, что такое отношение к такой технологии, как ядерная энергетика, опасно. Не признание технических ошибок, недостаточности контроля строительва, позиция постоянной защиты и обвинения соседей наносит ущерб Беларуси восприниматься всерьез».