По этой причине защита миллиардов людей, которые живут в таких густонаселённых областях, привлекает внимание мировых лидеров.
Во многих городах по всему миру уже принимаются меры по адаптации к последствиям изменения климата. Проектирование лучших дренажных систем, повышение эффективности использования энергии и водных ресурсов, улучшение транспортной инфраструктуры и разработка планов по предотвращению стихийных бедствий призваны обеспечить устойчивость и стабильность городам в будущем. Существует даже глобальная сеть городов, которые обеспокоены проблемами, возникающими из-за изменения климата. Она называется «C40 Cities Climate Group Leadership».
Проблема заключается в том, что не все города в мире обладают одинаковыми ресурсами, чтобы инвестировать в собственную готовность противостояния изменению климата. До сих пор не было серьёзных исследований того, как города в разных частях мира, с различными ресурсами отвечали бы на вызовы современности в этой сфере. Новое исследование, опубликованное в журнале «Nature Climate Change», анализирует усилия урбанизованных территорий на Земле и то, как их успехи или недостатки можно сравнить.
«В своём исследовании мы обратили внимание на то, как можно измерить действия по адаптации к изменению климата в различных городах в разных континентах. Мы пытались узнать, улучшаются они или нет, и существуют ли какие-нибудь различия между городами», — сообщил главный автор нового исследования Люсьен Джорджсон из отдела географии лондонского University College.
Не все города равны
Джорджсон и его коллеги для своего исследования отобрали 10 городов со всего мира: Лондон, Париж, Нью-Йорк, Мехико, Джакарта, Лагос, Аддис-Абеба, Сан-Паулу, Пекин и Мумбаи.
Критерием отбора был тот факт, что каждый из них будет мегаполисом. Либо его население составляет более 3 млн человек, либо ВВП будет входить в топ-25 городов по всему миру, а также является членом С40.
Кроме того, города представляют собой разнообразный набор географических регионов по всему миру, в том числе Европу, Северную и Южную Америки и в различные регионы Азии и Африки. Они существуют в разных климатических условиях, сталкиваются с различными видами угроз и находятся на различных уровнях социально-экономического развития.
Затем исследователи проанализировали текущие усилия по адаптации к изменению климата в каждом городе в период с 2009 по 2015 год. Данный этап исследования они назвали «адаптационной экономикой». Это особенно относится к общей сумме средств, которую города тратят на те области, которые попадают под категорию адаптации к изменению климата и устойчивому развитию, включая здравоохранение, энергетику, водные ресурсы, подготовку к стихийным бедствиям, заботу об окружающей и антропогенной средах.
Самые большие тенденции в выводах, сделанных учёными, лежат в различиях между городами в развивающихся странах по сравнению с развитыми. В целом города в более развитых странах тратят около 0,22 процента от их общего объёма ВВП на адаптацию к изменению климата, в то время как города в развивающихся странах расходуют около 0,15 процента.
Особенно отличается в этом плане Пекин, который тратит около 0,33 процента от своего ВВП на адаптацию — больше, чем любой другой город в исследовании. Вероятнее всего, это связано с исключительной политикой, проводимой китайским правительством в последнее десятилетие в данной области. Власти Поднебесной в последнее время приступили к разработке планов адаптации к изменению климата в каждой из провинций своей страны.
Исследователи также изучили объём расходов по сравнению с численностью населения каждого города и обнаружили, что города в развитых странах, как правило, потратили больше на душу населения. Самый высокий объём был у Парижа и составил около $550 на душу населения. В отличие от него Аддис-Абеба тратит около $6,50 на душу населения.
Исследователи также отметили, что города на разных стадиях развития, как правило, расставляют приоритеты в области климатической адаптации. Модели расходов были различными, но исследователи установили, что развивающиеся города уделяют особое внимание адаптации экономики к сельскому, лесному хозяйствам и окружающей среде. Пекин отличился и в этот раз и наряду с Нью-Йорком, Парижем и Лондоном тратит наибольшую долю на изменения в сфере энергетики, воды и профессиональных услуг.
Что делать в первую очередь?
На этот счёт выводы различаются. «Общая картина, по-моему, состоит в том, что наблюдается положительная тенденция в сфере адаптации к изменению климата», — отметил Джорджсон. Почти во всех городах в исследовании наблюдался рост их адаптационной экономики в период с 2009 по 2015 год.
Тем не менее учёные отмечают, что различия в механизмах адаптации зависят от ВВП и численности населения. Поэтому на текущем этапе в большинстве городов отдаётся приоритет защите физического капитала (объекты и строения в городах, которые имеют стратегическое или экономическое значение), а не людей. Проще говоря, богатые города имеют больше возможностей для защиты, что может быть большим стимулом для них, чтобы вкладывать больше средств в адаптацию к изменению климата.
Вполне вероятно, что города на разных этапах развития просто имеют разные приоритеты. Развивающиеся города обеспечивают защиту объектам, относящимся к базовым услугам, и поэтому выделяют больше ресурсов на сельское хозяйство или здравоохранение.
В свою очередь города развитых стран более высокий процент расходуют на энергетику и воду. Но, по мнению учёных, больший процент трат может объясняться и общим старением энергетической и водной инфраструктур в таких городах.
Исследователи признают, что им предстоит ещё много работы для уточнения своих выводов. Во многих городах сложно установить точные данные о тратах на климатическую адаптацию. К тому же, существует ряд дополнительных критериев, которые отличают населённые пункты. Так, города, размещённые на побережье океанов, подвергаются абсолютно другим рискам, чем населённые пункты на внутренних территориях.
«Без широкомасштабного вовлечения общественности в процесс планирования мероприятий по климатической адаптации города не будут ставить перед собой подобных целей, — отметил Лоуренс Сасскинд, профессор городского и экологического планирования Массачусетского технологического института. — Только с помощью открытого общественного диалога нужды бедных и наиболее уязвимых слоёв населения, а не только владельцев самых дорогих объектов, могут быть справедливо рассмотрены».