Год назад Кения объявила о намерении ввести самый жёсткий запрет на полиэтиленовые пакеты в мире, и спустя четыре месяца после объявления это запрет стал реальностью. Сейчас власти заявляют о своей победе, и их успех настолько впечатляет, что другие восточноафриканские страны, такие как Уганда, Танзания, Бурунди и Южный Судан хотят последовать примеру Кении.
Вместе с тем очевидно, что запрет серьёзно повлиял на потребителей, многочисленные предприятия и рынок труда в целом, так как исключил из жизни общества всем привычный и вездесущий элемент.
«Наши улицы в целом стали чище, что хорошо повлияло на общее самочувствие местных жителей, - говорит Дэвид Онгар, представитель Национального управления по вопросам окружающей среды. - Вы больше не видите пакеты и мешки, летающие по улицам в ветренные дни. Водные каналы менее загрязнены, и рыбаки на побережье и на озере Виктория находят в своих сетях лишь несколько пакетов».
По словам Онгара, раньше на скотобойнях пластик находили в кишечниках примерно 30% животных, взятых на убой. После введения запрета этот показатель снизился в три раза, и пластик находят в одном случае из десяти. Правительство сейчас работает над анализом того, каким оказался общий эффект от введения этой регулятивной меры.
Запрет начал действовать 28 августа 2017 года, и в соответствии с ним за любое производство, продажу и использование полиэтиленовых пакетов нарушителям грозит тюремное заключение сроком до четырёх лет или штраф в размере до 40 тысяч долларов США.
В трущобах Найроби раньше были популярны так называемые летающие туалеты: люди опорожняли кишечник в полиэтиленовый пакет, завязывали его и забрасывали на крышу. Естественно, со временем пакеты падали с крыш.
«Я не знаю, когда появились эти летающие туалеты, но ничего хорошего в них нет, - говорит Джонсон Кауньянж, который не может ходить и вынужден передвигаться на коляске. - Вы никогда не знаете, откуда они упадут во время дождя и куда приземлятся. Моя коляска часто наезжает на эти пакеты и разрывает их. Колёса после этого пахнут просто отвратительно».
Для трущоб Матаре запрет стал хорошей новостью. С тех пор, как он был введён, люди гораздо чаще стали пользоваться общественным туалетом, посещение которого стоит 5 центов за один раз или 1 доллар за месяц за всю семью. Он находится на оживлённой магистрали, ведущей в долину Матаре.
Один из администраторов Калеб Омонди сказал, что разница в количестве посетителей действительно заметна.
«Число пользователей сейчас намного выше. Раньше сюда приходило около 300 человек в день, а сейчас – более 400, - сказал он. - Я очень рад. Вокруг становится чище, а мы получаем больше денег».
В обществе в целом запрет, судя по всему, работает, хотя и не идеально. Среди сотен людей, которых можно встретить во время прогулки по городу, лишь несколько человек будут держать в руках или продавать полиэтиленовые пакеты.
Элихиа – местный житель, который не захотел озвучивать свою фамилию - рассказывает, что он вынужден использовать полиэтиленовые пакеты для перевозки ката (растение, чьи листья употребляют в пищу в качестве лёгкого стимулятора), потому что они гораздо лучше удерживают влагу, чем бумажные аналоги.
«Конечно, я беспокоюсь по поводу полиции, но я не плохой человек», - говорит он.
Ещё одна местная жительница – Эстер – продаёт чипсы в пакетах. Услышав, о каком запрете идёт речь, она тяжело вздыхает. Красные, оранжевые и зелёные биоразлагаемые мешки, прикреплённые к стене позади неё, показывают, что эта женщина прилагает много усилий, чтобы соблюдать условия запрета, но проблема в том, что траты на эти мешки делают её и так небольшую прибыль ещё меньшей.
Новые «пакеты» обходятся в шесть раз дороже пластиковых. Клиенты не готовы к повышению цены, а правительство не предоставляет никаких субсидий, поэтому Эстер вынуждена просто мириться с дополнительными расходами.
«Мой бизнес сильно пострадал, - жалуется она. - Я не против запрета на пластик, но должна быть дешёвая альтернатива».
Безусловно, любая подобная трансформация связана с принуждением и наказаниями, и не всегда этот процесс выглядит красиво и приятно. За восемь месяцев, прошедших с момента установления запрета, местные СМИ буквально раздавили торговцев пластиковыми пакетами. В феврале в ходе рейдов в Момбасе, Киси, Кероке и Бомете были арестованы более 50 человек. Также власти закрыли в Найроби рынок из-за того, что на его территории запрет массово игнорировался.
В Матаре, трущобах, где проживает полмиллиона человек, один местный торговец по прозвищу Оня был арестован после того, как полиция словила его на продаже куриных голов в полиэтиленовых пакетах. Судья оштрафовал мужчину на 150 долларов США, что намного ниже установленного минимального штрафа, но фактически равняется результату шестинедельной работы торговца.
«Для нового закона это выглядит очень жёстко», - сказал один из его клиентов.
Некоторые продавцы просят клиентов приходить со своими пластиковыми мисками или традиционными сумками из сизаля (натуральное волокно, которое получают из листьев агавы). Покупатели высказывают недовольство: жидкости легко проливаются из мисок, а сумки из сизаля дорого стоят, потому что агава, которая раньше была привычным местным растением, сейчас во многом заменена другими культурами.
В целом в Кении запрет на использование полиэтиленовых пакетов оказался огромной проблемой для розничных торговцев и мелких производителей.
«Запрет потряс экономику. В нескольких областях бизнес зашёл в тупик», - говорит Самуэль Матонда из Ассоциации производителей Кении. Мужчина убеждён, что введение новой политики должно происходить постепенно.
По его оценкам, около 80% компаний, состоящих в Ассоциации, были затронуты решением правительства, и около 100 тысяч человек были уволены из-за того, насколько широко был интерпретирован запрет на полиэтиленовые пакеты. Это помешало работе экспортёров продуктов питания и цветочной продукции, а также производителей фармацевтических препаратов и агрохимикатов.
Сейчас Матонда входит в состав группы, работающей с правительством над изменением законодательства: они добиваются того, чтобы закон предусматривал большее количество исключений и чтобы государство больше внимания уделяло совершенствованию системы управления отходами.
«Это стимул к развитию. Безусловно, этот запрет привёл к гораздо большей общественной осведомлённости о том, насколько важна чистая окружающая среда. За несколько месяцев мы достигли большего, чем за предыдущие пять лет» - говорит представитель Ассоциации.
Министр окружающей среды говорит, что отношение производителей заметно изменилось: «Сейчас компании сами обращаются к нам и предлагают новые решения». Следующие на очереди у правительства – ПЭТ-бутылки, и заинтересованные компании уже предлагают схему самоуправления, которая поможет организовать сбор и переработку бутылок.
В борьбе с пластиком стране предстоит ещё долгий путь. Запреты могут создавать дополнительные проблемы не только богатым коммерческим организациям, но и бедным местным жителям, если вместе с запретом пластика не предлагаются доступные альтернативы. Но в трущобах Матаре футбольная площадка, которая раньше была покрыта почти 30 килограммами пластиковых отходов, наглядно демонстрирует, какие преимущества могут получать люди, улучшая свою окружающую среду.
Как и в других странах с похожими запретами, нюансы всё ещё уточняются. Тем не менее, существующая политика имеет поддержку.
«Безусловно, это должно поощрять другие страны по всему миру (а не только в Африке) запрещать полиэтиленовые пакеты и прочий одноразовый пластик, - говорил доктор Арнольд Крейлубер, глава по вопросам международного экологического права в ООН. -Тем не менее, важно как можно больше консультироваться и совещаться с общественностью, чтобы переход к практическому осуществлению запрета был в необходимой степени мягким. Запрет на пластиковые пакеты – огромная победа, но это только начало. Нам нужно больше инвестиций в сферу управлений отходами, чтобы обеспечить действительно чистую и здоровую окружающую среду».