09.01.2018 / 17:01

Лабрадор Ромео обучается спасению на воде, Альфа тренируется поиску людей в завалах и в лесу, а немецкая овчарка Сима ищет человека по индивидуальному следу. Эти четырехлапые вот уже пять лет исправно служат в пожарном аварийно-спасательном отряде областного управления МЧС.

Дрессировкой псов занимается старший инструктор-спасатель-кинолог  Михаил Готовчиц. Увидев Михаила Ярославовича, его подопечные начинают радостно лаять и вилять хвостами. Рома даже подпрыгивает от нетерпения: когда же к нему подойдут? Для собак человек, который работает с ними, – это едва ли не весь мир.

– Начал заниматься с этими собаками, когда им было примерно по полгода. Когда берешь щенка – это одно, а когда постарше – уже совсем другое. Остается отпечаток: собака уже чего-то может бояться, что-то любить или не любить. Если ее наказали за какое-то действие, потом, как ни проси, – не будет команду выполнять, рассказывает специалист. – По нормам собаки работают 8-9 лет. Но если животное в форме, то может и больше. У меня во время службы в Департаменте охраны был пес, который хорошо справлялся и в 14 лет.

У каждого из подопечных Михаила Ярославовича своя история прихода на службу. Альфа – из республиканского отряда специального назначения МЧС. Второго лабрадора – Рому – отдала семья (объяснили это тем, что у женщины после рождения ребенка началась аллергия). А немецкая овчарка Сима попала в отряд из питомника. Теперь за них отвечает Михаил Ярославович. Вместе они будут работать вплоть до выхода собак на «пенсию»: смена хозяина для четвероногого – всегда стресс.

– Когда вы работаете вместе не один год, а потом уходите – это очень болезненно. Не всегда животные могут привыкнуть к кинологу. Бывали случаи, когда убегали от новых хозяев – приходилось искать. Другое дело, если собака, скажем, служит на границе: там люди меняются постоянно. Одели шлейку и поводок – для нее это как сигнал работать. У нас другая специфика, плотный контакт: собака доверяет тебе, ты доверяешь ей, и вы помогаете друг другу. Например, когда работаете в завалах и животное не может преодолеть какое-то препятствие (скажем, большую или глубокую щель), ты приходишь, берешь ее на руки и с нею прыгаешь. Тем самым показываешь, что ты ей поможешь, и она отвечает на все твои пожелания. Знает, что нельзя подвести, – рассказывает кинолог.

Достигнуть нужного уровня доверия непросто. Подготовка служебных собак – длительный процесс. Сначала идет дрессировка, в которую входит преодоление нестандартной полосы препятствий (барьеры приближены к реальным условиям, где они могут быть достаточно шаткими), бег на выносливость и т. д. Потом закладываются необходимые навыки. Скажем, поиск человека. С каждым разом задача усложняется: увеличивается территория поиска, меняется место (от редкого леса до зарослей с оврагами), растет количество тех, кого нужно отыскать.

– С Альфой выезжали несколько раз в этом году. Сначала ездили мужчину искать в районе Поречья, который заблудился. Дождь был, темно – это осложняло работу. Он сумел дозвониться до близких. Включили «мигалки», световое громкоговорящее устройство – шел на звук, – рассказывает кинолог. – Потом выезжали искать пропавшего мальчика. Конечно, участок в Новом Дворе попался не очень хороший: одни болота. Но всё время, что мы искали, Альфа работала, не халтурила.

Когда собака старается, ее следует поощрить. Михаил Ярославович сторонник того, что животное нужно благодарить игрой с хозяином. Некоторые при дрессировке используют корм, но кинолог не раз видел, как собака, засунув нос в карман и не найдя там ничего вкусного, отказывалась работать. Благодаря игре появляется больше контакта и взаимопонимания. Собака обращает внимание на хозяина, меньше отвлекается на других людей и животных.

– Вообще собаки как люди. Рома холерик, но с очень сильным характером. И упрямый. Если его что-то не устраивает, долго стоит на своем. Альфа сангвиник: легко возбудимая, но точно так же легко успокаивается. Даешь команду бежать – она бежит. Даешь команду сидеть – сразу останавливается. Овчарка Сима любит и хочет работать, а когда долго стоит в вольере, ищет себе занятие и может целый день играть с апортом. И никто ей не нужен, – делится наблюдениями Михаил Готовчиц.

К каждому из подопечных Михаил Ярославович нашел свой подход. Впрочем, для него – заядлого собачника – и это неудивительно: любовь к животным, трудолюбие и терпение делают свое дело.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Вторая жизнь лабрадора Аньки, которая 9 лет искала наркотики на беларусской границе

Источник:
Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость