Вопрос о присоединении «Сахаровского» университета к БГУ поднимался ещё несколько лет назад. В ноябре 2014 года прошла встреча сотрудников и студентов МГЭУ с первым заместителем министра образования Беларуси Вадимом Богушем. На тот момент основной причиной возможного объединения называли снижение количества абитуриентов и предрекали в этой связи высшей школе качественно новый этап развития.
Реакция госорганов
Беларусский зелёный портал попытался узнать о дальнейшей судьбе единственного профильного вуза страны в Министерстве образования. Пресс-секретарь Юлия Ванина свой комментарий изложила в двух предложениях: «Никто никого не упраздняет, за университетом остаётся статус юридического лица. Подробности вам расскажут в БГУ, обращайтесь туда».
Отдел организации работы прессы Беларусского госуниверситета оказался не в курсе грядущих изменений: «Насколько нам известно, ещё в прошлом году было принято решение в пользу МГЭУ. Вы поговорите с ректором, он вам всё расскажет. Вы убедитесь, что информация совершенно не актуальна, и лучше напишите о том, как университет выстоял и развивается, несмотря на все перипетии».
Попытка получить официальный комментарий в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды не увенчалась успехом. Консультант начальника отдела информации по связям с общественностью ничего о реорганизации не слышал. Лишь только на планёрке вскользь упоминалось о подписании документов и вынесении постановления.
И все же мнение одного государственного органа нам удалось узнать. Минский городской комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды в лице заведующей сектором информации и пропаганды экологических знаний Олеси Ермоленко изложил официальную позицию экологов: «Качество образования и подготовки студентов не пострадает. Университет продолжит свою деятельность, но в составе нового юридического лица».
Как гласит постановление №450, реорганизация МГЭУ пройдёт путём присоединения к Беларусскому государственному университету, но в качестве нового юрлица — Международного государственного экологического института им. А.Д. Сахарова. Руководство Белгосуниверситета начнёт координировать всю работу новоиспечённого института, а его выпускники отныне будут получать диплом БГУ.
Позиция руководства «Сахаровского» университета
С вопросом, как дальше предстоит работать вузу, корреспондент Беларусского зелёного портала обратилась к проректору по учебно-воспитательной и идеологической работе МГЭУ Владимиру Красовскому и и.о. ректора Сергею Позняку.
— Присоединение нашего университета к комплексу БГУ — это единственный способ выжить в сложившейся ситуации. Новое юридическое лицо является правопреемником МГЭУ. И всё, что было в нём хорошего, найдёт отражение в новом институте. По сути, мы останемся базовой в стране организацией по экологическому образованию, и я в этом вижу только положительные моменты, — уверенно ответил Сергей Позняк.
— Идея подобной глобализации не принадлежит Беларуси. Она ведётся в рамках укрупнения учебных заведений практически в каждой стране. Мы идём по пути повышения качества образования, улучшить которое можно, используя потенциал ведущего вуза РБ. Тем более, буквально месяц назад наша республика присоединилась к Болонскому процессу. Ведь одно дело рейтинг МГЭУ, который, как вы знаете, будет занимать 630-е или около того место, и совсем другое — рейтинг БГУ. В присоединении к этому вузу мы видим только плюсы. К тому же, это придаст импульс для подготовки более квалифицированных специалистов, — добавил Владимир Красовский.
По словам собеседников, на решение о присоединении повлияли и материальные трудности, которые в настоящее время испытывает университет. У студентов нет необходимых условий для обучения: не хватает средств на строительство учебного корпуса, которое началось ещё в 1989 году, в плачевном состоянии кабинеты, оборудование, отсутствуют спортивные сооружения и т.д.
— А с помощью БГУ мы эти вопросы решим, — уверяет проректор.
Ещё одной причиной реорганизации называют улучшение качества образования. Дескать, объединившись в большое образовательное учреждение, как, например, Сибирский федеральный университет, вместивший в себя десятки вузов, удастся построить систему образования с усиленным курсом по профильным предметам. При этом может произойти отказ от дублирующих специальностей.
— Мы должны готовить практико-ориентированные кадры. Экология — очень важное направление, но потребность страны в экологах, в принципе, закрывает наш университет. Ежегодно из его стен выпускается порядка 2000 специалистов экологического профиля. Востребованы ли все они на рынке труда — большой вопрос. Поэтому реорганизация именно в таком виде, когда мы входим в состав учебного комплекса как самостоятельное юридическое лицо, — это очень правильное решение. Для наших же партнёров нет принципиальной разницы: институт мы или университет. Для них важно то, что мы остаёмся международным, остаёмся экологическим и остаёмся названным в честь академика Сахарова. Как важны и те направления, которые мы развивали и будем развивать в дальнейшем, — отметил Сергей Позняк.
Руководство «Сахаровского» университета уверено, что ничего не поменяется и в организационном плане: все насущные вопросы, как и прежде, будут решаться совместно с министерствами природных ресурсов и охраны окружающей среды, образования, труда и социальной защиты, Советом министров и прочими.
— Уже много лет головной организацией по реализации всех государственных программ в сфере образования выступает Беларусский государственный университет. Непосредственно под его патронажем наш вуз работает 8 лет, — добавляет Сергей Позняк.
На вопрос о судьбе профессорско-преподавательского состава, он отметил, что при переходе в состав нового юрлица все рабочие места однозначно сохранятся. Вот только требования к кандидатам отныне будут предъявляться более высокие.
— Нужно соответствовать определенным критериям. Это и подготовка научных кадров, и публикации, и участие в выполнении проектной деятельности, и экспорт образовательных и научных услуг, — перечисляет Позняк.
— Профессорско-преподавательский состав очень сильно выиграет. Педагогу при БГУ заживётся слаще. С тем же багажом знаний и уровнем образования он начнёт получать большую зарплату, — дополняет коллегу Красовский.
Сейчас руководство вуза намерено заняться переоформлением трудовых договоров и будет опрашивать педагогов, согласны ли они работать в новых условиях.
— Эта рутинная работа требует внимательного отношения к людям. Ведь обидеть легко, достаточно одного неосторожного слова, — подчёркивает проректор. — То же самое и со студентами. В университете это персоны номер один, и их, конечно же, волнует, кем они будут завтра. Ведь поступали они в один университет, а заканчивать будут другой. Сейчас мы все эти нюансы им разъясняем.
На прошлогодней встрече поднимался вопрос о судьбе отдельных общеобразовательных и специализированных кафедр МГЭУ им. А.Д. Сахарова: что с ними будет при наличии таких же в БГУ? Однозначного ответа нет. Администрация университета рассказала о ситуации на сегодняшний день: преподаватели переходят в полном составе вместе со всеми кафедрами. Однако не отрицает, что в новом учебном году могут произойти изменения.
— Пока при присоединении к Белгосуниверситету мы отказались только от одной специальности — «биоэкологии». Она уже представлена на биофаке БГУ, и нет смысла дублировать в одном учреждении. Данное решение было принято ещё в 2014 году. Возможно, впереди нам предстоит переход на 4-летний учебный план. А это значит, что понадобится на 20% меньше преподавательского состава. Соответственно, кафедры будут укрупняться, объединяться. Однако мы никогда не пойдём на сокращение сугубо экологических специальностей, — заявляет Владимир Красовский.
Предельно ясен, по мнению руководства МГЭУ, вопрос о размере оплаты за обучение. Для студентов 2-го курса внебюджетной формы будут действовать те же условия, что и при заключении договоров. Стоимость их обучения в составе БГУ будет зависеть только от изменения минимальной заработной платы. Абитуриентов же поставят перед выбором: платить за качественное образование в ведущем вузе республики или искать что-то иное.
Распределение выпускников нового юридического лица будет происходить точно так же, заверил проректор Владимир Красовский.
— Единственное, всегда есть трудности, связанные с подачей заявок от наших организаций. Но это скорее государственная проблема, которая поднимается уже не раз. На рабочих местах должны быть задействованы специалисты с экологическим образованием, а не случайные люди, пусть и с не менее достойными профессиями, — подчёркивает он.
— Не нужно возвращаться в прошлое, — добавил в заключение беседы Сергей Позняк. — Нас уже там нет. Нужно смотреть в настоящее и будущее.
В свою очередь Владимир Красовский пожелал всем, кто следит за судьбой университета, верить, что экологическое образование в нашей стране будет стремительно развиваться, несмотря ни на что. И попросил передать от имени МГЭУ слова Марка Твена: «Слухи о моей смерти сильно преувеличены».
Отношение студентов и выпускников
В статусе международного государственного экологического университета им. А.Д. Сахарова вуз просуществовал с 1999 года. Причиной его возникновения послужила трагическая авария на Чернобыльской АЭС. Сегодня МГЭУ — учебное заведение со своей историей, культурой, настроением и характером, если хотите. По-разному складывалась судьба его выпускников, но все они в своих отзывах сошлись в одном: в универе витала особая атмосфера, присущая только ему.
Алик Котов, выпускник МГЭУ 2008 года:
— В университете были свои традиции: триместровая система, 10-балльная оценка, когда её ещё не ввели повсеместно. В первые годы у нас было три сессии в году, и нам это нравилось: объём материала распределялся равномерно, было не тяжело в последнюю ночь перед экзаменом. Помимо учёбы мне запомнилась культурная и общественная жизнь, которая была очень насыщенной. Но времени на нее хватало: волонтёрские отряды, посвящение первокурсников в студенты, конкурсы на лучшую комнату в общежитии, выпуск университетской газеты, которая, кстати, по оценке Школы журналистики БГУ, вошла в тройку лучших вузовских газет Беларуси. Были востребованы творческие способности студентов: каждый мог петь, танцевать, играть в театре, сниматься в кино, заниматься рукоделием, состязаться в «Что? Где? Когда?» и «рожать истину в дискуссионном клубе».
Дарья Чумакова, выпускница МГЭУ 2009 года:
— Я определённо горжусь тем, что училась в «Сахаровском» университете. В то время ещё работал первоначальный преподавательский состав и в большинстве своём были живы уникальные традиции вуза. В годы моей учёбы университет был наполнен потрясающей атмосферой дружелюбия и элитарности, духом свободы, работала структура студенческого самоуправления «Гильдия студентов», был попечительский комитет, состоящий из маститых представителей научных учреждений и ведущих университетов мира. Обучение было весьма интенсивным от первого до пятого курса, но оно проходило на ура благодаря удивительному и талантливому преподавательскому составу, людей-практиков, которые любили и знали своё дело. Именно в университете мне встретились, что называется, учителя жизни, которые не только давали знания, но и растили особенное отношение к жизни и происходящему в ней.
Сегодняшние студенты также хотели бы, чтобы МГЭУ сохранил свою индивидуальность:
— Очень жаль, что университету, как отдельному вузу, не помогали с финансированием. Может, реорганизация как-то и улучшит этот вопрос. Но очень не хотелось бы, чтобы «Сахаровский» универ потерял свою индивидуальность. Пусть он и небольшой, но, как мне кажется, даёт достаточный уровень образования. У нас есть своя научная база «Волма», много разного оборудования и информационно-обучающих стендов, — говорит студентка Даша.
— Лично я против присоединения. Экологический вуз должен остаться обособленно экологическим. Может, университет и не даёт образования в полной мере, но путём присоединения этот вопрос уж точно не решится. Нам аргументируют лишь то, что теперь у нас будет диплом БГУ, хотя нам это совершенно не нужно. Что нас ожидает после присоединения — остаётся только гадать… — отмечает студентка Кристина.
По словам учащихся, сегодня в стенах МГЭУ имени А.Д. Сахарова нет единодушного мнения насчёт присоединения к БГУ. Есть опасение за завтрашний день, этакая пугающая неизвестность. В большинстве своём все, кого удалось опросить, согласны, что университету давно нужен был глоток свежего воздуха. Но такой, который позволил бы сохранить традиции, характер, наследие Международного государственного экологического университета в лучшие годы его существования. Это время они называют золотым. Хочется верить, что это удастся. Работа по образованию нового юридического лица уже началась…
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Начинается вступительная кампания: где в Беларуси можно получить профессию эколога?