09.09.2015 / 09:09

Ежедневно в утилизацию попадают тонны просроченных лекарств, использованных шприцев и прочих отходов медицинской и фармацевтической отрасли. Куда девать непригодные лекарства и как происходит переработка этой опасной группы отходов в Беларуси разобрался «Зелёный портал».

По мнению Всемирной организации здравоохранения, все без исключений медицинские и фармацевтические отходы (ФО) — опасны. В Беларуси утилизацию больничного мусора контролирует целый ряд ведомств, а вот принимать непригодные препараты от населения без соответствующего финансирования и нормативов пока невозможно.

Как проходит утилизация медицинских и фармацевтических отходов?

При температуре 75 и 1200 градусов МО и ФО сжигаются, затем они подлежат захоронению на полигонах коммунальных отходов с предварительным приведением их в нетоварный вид, измельчением, сбором в герметичные капсулы.

Ещё один способ утилизации – разбавление жидких веществ и слив в коммунальные сточные воды. Хотя о безопасной концентрации лекарств в разбавленном состоянии исследований не проводилось.

Для группы опасных отходов существует специальный полигон в Чечерске, но его мощности почти исчерпаны. И наконец, ведутся захоронения на территориях больниц – поскольку обращение с отходами, в целом, процедура не дешевая и клиники имеют право работать с ними самостоятельно.

Регулируется утилизация медотходов целым рядом документов, основной из которых Классификатор отходов (от фармацевтических, медицинских, аптечных услуг; от исследовательских, медицинских, лечебно-профилактических, образовательных, оздоровительных организаций), а также санитарно-технические правила (2005), инструкция о проведении обезвреживания отходов лекарственных средств (2002) и другие документы.

Помимо Классификатора есть специальный документ (1998) об используемых в стоматологии амальгамах, содержащих ртуть. Однако по Конвенции Минамата, которую Беларусь подписала, эти соединения должны быть полностью запрещены к 2020 году. Отдельные Правила регулируют обращения с радиоактивными элементами.

Ирина Ильюкова: Несмотря ни на что, при всех мерах предосторожности МО попадают в окружающую среду

Ситуацию по МО в окружающей среде комментирует заведующая лабораторией профилактической и экологической токсикологии РУП «Научно-практический центр гигиены» Ирина Ильюкова: 

Население не только Беларуси, но и многих других стран стареет, медицинских услуг оказывается все больше, растёт производство фармацевтических препаратов. И проблема состоит в том, чтобы определять ПДК, эффективно контролировать процессы – в том числе, в сточных водах, в атмосфере и в почве.

Несмотря ни на что, при всех мерах предосторожности и налаженной системе учёта и утилизации, МО попадают в окружающую среду и представляют опасность для здоровья людей. В первую очередь это касается репродуктивной функции, почечной недостаточности, изменений в поведенческих реакциях.

Относительно сбора ФО в аптеках и поликлиниках можно сказать следующее: пока не решено, как будут обслуживаться контейнеры, кто займётся досортировкой отходов и упаковок, их вывозом и утилизацией, сами аптеки и поликлиники за эту работу не возьмутся.

Статистика сбора МО в Беларуси ведётся и должна быть принятой во внимание при принятии будущих решений. Тем не менее, учёта населения, медперсонала по группам риска у нас нет.

Снежана Дубенок: «Минприроды контролирует работу производителей, но не фармацевтические отходы от населения».

Контроль за водоснабжением и водоотводом государственного предприятия-производителя «Белмедпрепараты» входит в компетенции Минприроды.

Начальник отдела нормирования воздействия на окружающую среду ЦНИИ комплексного использования водных ресурсов Снежана Дубенок, уверена, что все заводы, которые входят в это объединение страны, имеют точные расчёты и технические нормативы всех объёмов воды, требующейся для производства. Вода, остающаяся по окончании производственных процессов, и возможно, с растворенными ФО, поступает в систему канализации, т.е. в «Водоканал». Но не в окружающую среду!

По мнению эксперта, провести мониторинг разбавленных в сточных водах фармацевтических препаратов сложно. На сегодняшний день определить содержание ФО в воде можно только в случае залпового, концентрированного сброса, и то только по отдельным группам веществ (азотистой, например).

Но о попадании ФО в «Водоканал» предприятие-производитель могло бы уведомлять предварительно.

Система очистки сточных вод города Минской очистной станции производства «Минскочиствод» УП «Минскводоканал» проводит воду через несколько этапов: от водоводов до стадии аэробной очистки. Единый комплекс, который функционирует сегодня на двух площадках станции, вводился в строй в 1964, 1975 и 1985 годах, а в 2007 году был модернизирован.

Всё, что попадает в канализацию, начиная с овощей, фруктов, песка и т.д., проходит через систему очистки автоматически. В том числе жидкие и твёрдые ФО от населения, ставшие бытовыми отходами.

Руслан Хурсин: «В идеале мы хотели бы полной утилизации»

Финальной стадией работы с МО и ФО занимается КУП «Экорез». Комплекс работает с июля 2014 года, утилизируя МО 1–3 классов опасности. Согласно технологии отходы сжигаются в двух камерах, при температуре не ниже 75 и 1200 градусов.

На сегодняшний день «Экорез» работает с 20 видами МО, предпочтительно они должны быть твердыми. Допускается содержание стекла не более 15%, и в общей массе отходов не должно быть много влаги.

Доставка отходов на площадку происходит специальным транспортом «Экорез» или предприятия, которое сдаёт отходы. В любом случае все процессы проходят в изолированном помещении, и чётко регулируются — разгрузка, работы с инвентарём, мойка и т.д.

Полный цикл сжигания занимает 20 минут. В итоге из 100 кг отходов остается 3–5 кг, которые затем поступают на полигон для захоронения. Ежемесячно проводится мониторинг состояния окружающей среды, причём с участием людей происходит только общий контроль, а все замеры делаются электронными приборами.

Предприятие планирует сжигать полностью все МО, так чтобы ничего не надо было захоранивать.

Подобных установок в республике пока шесть: в Бресте, Гродно, в некоторых клиниках; правда, не все они соответствуют современным требованиям.

По мнению начальника цеха обезвреживания отходов Руслана Хурсина, сбор медицинских и фармацевтических отходов у населения можно было бы организовать в аптеках. Но поскольку процесс утилизации довольно дорогой, предприятию необходима помощь государства – в виде скидок и преференций.

Пока государство строит планы, учреждение «Центр экологических решений» начало новый проект «Непригодные фармацевтические препараты в окружающей среде: разработка устойчивого подхода». Проект призван развернуть просветительскую кампанию среди населения и собрать как можно больше специальной, профессиональной информации по данной теме. В дальнейшем это должно послужить базой для принятия решений по безопасности окружающей среды для здоровья людей.

«Ситуация с МО и ФО нуждается в стратегическом подходе, — считает сотрудник ЦЭР Наталья Блыщик. — От нанесения правильной маркировки на упаковки с лекарствами до налаживания отдельной системы сбора отходов от населения. От финансовой поддержки аптек и технологий дальнейшей утилизации до детального мониторинга воды и анализа международного опыта. Все эти вопросы ждут комплексного, системного решения. И конечно, информирование населения — с тем, чтобы сделать потребление фармацевтических препаратов максимально рациональным».

Автор:
Фотограф:
snob.ru, transalternativa.ru, ecologia72.ru
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость