По Осмоловке можно долго бродить по дворикам и восхищаться старинной архитектурой, явно нетронутой местным ЖЭСом.
И кажется, что здесь время остановилось и все как раньше: маленький двор, начало весны, военная машина, а между деревьями сушатся старые кальсоны.
Внутри дворов спокойно, несмотря на то, что по периметру район окружают широкие улицы с проезжей частью: Куйбышева и Киселева. Перед глазами живой памятник истории.
Местного жителя можно легко распознать, он соотвествует духу и атмосфере тихой Осмоловки.
Элеонора Фёдоровна живет здесь фактически с рождения, с родителями они вселились, когда ей и года не было, в середине прошлого века. Здесь выросли и ее дети. А на вопрос о сносе Осмоловки женщина слегка нахмурилась и с грустью в глазах начала рассказывать о прелестях былой жизни:
"Раньше здесь было раза в два больше деревьев и кустарников. Асфальтированных дорог не было, поэтому ходили по протоптанным тропинкам. Маленькое расстояние между домами обязательно было заполнено грядками. Росли огурцы, лук, чеснок, петрушка и укроп. Каждый выращивал свое, и у любого дома была своя территория для огорода. Без клумб тоже не обходилось. Все жители принимали участие в озеленении двора. А сейчас никто не ухаживает за растительностью".
Как рассказала Элеонора Фёдоровна, прошлым летом прокладывали какие-то трубы и вырубили целый ряд деревьев, не посадив ничего взамен. На месте зелёного участка давно сделали стоянку, а вместо огородов построили детскую площадку.
"Нас уже лет 30 хотят снести, но до сих пор ничего не решено. И все же такие места – история центра – города сносить нельзя. Это чистый и спокойный уголок Минска. Сюда любой может зайти и передохнуть, особенно в летнюю жару. Когда на улице суета, шум, здесь всегда спокойно и тихо. Пускай любой горожанин приходит, мы будем рады", - с улыбкой говорит женщина.
Элеонора Фёдоровна во время рассказа переживала, что фотографии делаются не по погоде. Мол, они "не такие красочные и богатые получатся".
"Ведь весной и летом, когда все цветет, здесь куда красивее. Да и вместо грязи сплошная трава и цветы", - с ностальгией в голосе сказала женщина.
На прощание жительница Осмоловки попросила: "Обязательно напишите, что мы категорически против сноса".
Пройдя еще немного, можно увидеть заброшенный дом, который ничем не отличался от остальных, но в нём никто больше не живёт. Окна заколочены, двери закрыты на замки, а пробивающийся молодняк деревьев рос прямо из асфальта, где попало.
Так подолгу можно бродить вдоль улиц, наслаждаясь еще слишком ранним ощущением весны, огромными, высоченными деревьями, замысловатыми изгибами ветвей и старой сиренью около парадной.
Такое встретишь не часто, но проходящие мимо местные люди начинают разговор сами, приветливо, спокойно.
"Лучше приходите весной, здесь так красиво", – с переживанием в голосе завела беседу еще одна жительница Осмоловки. А чуть позже к разговору присоединилась и другая женщина.
Они говорили на разные темы: о том, что их уже хотели переселить на улицу Якубова, и что для пятерых прописанных здесь предлагали маленькую двухкомнатную, "зато с большой кухней". О том, что раньше было много высоких каштанов, и каждый участок с клумбами был огорожен маленьким заборчиком, но работники ЖЭСа в обязательном порядке приказали все убрать. Правда, один участок с забором они все таки отвоевали.
Дома, в которых живут женщины, никак не ремонтируются, и в них протекает крыша. А дом, который лет 10 тому назад расселили, стоит колом:
"Когда жители оттуда выехали, в нем начали жить бомжи. Отопление еще несколько сезонов продолжало поступать в дом. Так длилось несколько лет, пока не начали искать местного мужика-забулдыгу, который подрабатывал в соседнем магазине. В итоге, его труп нашли в этом заброшенном доме. И как оказалось, там было такое огромное количество бомжей, что когда они умирали, другие закапывали их прямо в подвале. Так и жили. С тех пор все двери и окна заколотили, но дом как стоял без дела, так и стоит".
В центре Осмоловки есть еще один заброшенный дом с похожей историей, правда частный. После настойчивых просьб жильцов микрорайона и небольшого пожара администрация его заколотила.
"Раньше возле этого дома, когда в нем жили старые хозяева, стоял курятник, и каждое утро мы просыпалась не от будильника, а от пения петуха. Вокруг него был большой сад и много грядок. Было очень красиво", - вспоминают женщины.
По их словам, вся Осмоловка очень дружелюбна, здесь выросло ни одно поколение. Местные прекрасно знают историю своего микрорайона. И некогда выстроенные пленными немцами, дома простоят еще ни одно столетие, потому что фундаментом они уходят в землю ровно на один этаж. Такое заключение им выдала независимая экспертиза, которую проводили жители.
Женщины предлагали даже надстроить еще один этаж к домам, для увеличения жилья и сделать улицы пешеходными. Получился бы небольшой памятный комплекс, как Троицкое, конечно не такой старинный, но вполне уютный.
Становится понятно, что жители этого микрорайона до последнего будут отстаивать интересы не только личные, но и общественные. Они все ратуют за сохранение природы и культуры. Конечно, никто бы не захотел съезжать из центра города, но из рассказов местных стало понятно, что для них это не главное.
Так закончился осмотр первой части Осмоловки, и начиналась вторая история микрорайнона: здесь виднеются большие балконы, более сложные архитектурные сооружения, но по-прежнему была такая же тишина.
В Осмоловку стоит вернуться весной и летом, чтобы посмотреть, как зацветет сирень возле парадной.