10.04.2019 / 08:04

В Бресте противницы и противники строительства аккумуляторного завода уже больше года продолжают борьбу и столько же терпят преследования  в разной форме со стороны государства.

Ещё в марте 2018 года юрист ОО «Экодом» Сергей Магонов заявлял, что факты преследования активистов, выступающих против строительства завода, не должны оставаться незамеченными: «Фактически, это преследование людей, которые реализовывают своё право на принятие экологически значимых решений, которое гарантируется Орхусской конвенцией. Конвенция запрещает государству преследовать представителей общественности, и Комитет по исполнению будет проинформирован о печальных фактах в Бресте».

За два месяца до этого, в январе 2018, прокуратура предупредила, что любые собрания для обсуждения ситуации со строительством завода будут расцениваться как несанкционированные массовые мероприятия, и за организацию и участие в них люди будут наказываться в соответствии с законодательством.

Впрочем, Комитет действительно был проинформирован о преследовании активистов, но пока что улучшений в ситуации не наблюдается. Наоборот, чем дальше, тем более жёсткими и порой абсурдными становятся действия властей.

Фото: spring96.org
Фото: spring96.org

 

Задержания, задержания и задержания

14 октября 2018 задержали 10 человек, выступающих против строительства завода, 11 ноября на очередной встрече на площади Ленина был задержан человек в ростовой кукле Лиса.

17 февраля 2019 задержали правозащитника Владимира Величкина, гражданского активиста Виталия Казака и одного из лидеров протеста Александра Кабанова.

Подвергались преследованиям и журналисты: 3 марта 2019 превентивно были задержаны Милана Харитонова и Алесь Левчук. В общем, задержания, связанные с проведением еженедельных встреч противниц и противников строительства завода, происходят достаточно регулярно.

Фото: spring96.org
Фото: spring96.org

Также задерживали Дмитрия Андросюка, Дмитрия Бекалюка, Олега Ермоленко, Александра Кабанова и Сергея Петрухина после сборы подписей за отставку местных властей.

В январе 2019 года к административной ответственности была привлечена жительница Брестского района Юлия Ничипорук. Что сделала женщина? Она прикрепила к снеговику листовку с надписью «Прэч атруту! Не заводу! Гаспадарыць тут народу!» и четыре стикера с надписями «Нет заводу АКБ в Бресте, свинец@жизни.нет».

Милиция посчитала, что это было несанкционированное массовое мероприятие, а суд согласился с доводами сотрудников МВД.  Судья Сергей Маручек признал Юлию виновной и постановил, что она должна заплатить штраф в размере 1 базовой величины.

Фото: spring96.org
Фото: spring96.org

Всё это выглядит абсурдно, но власти не ограничиваются привлечением к административной ответственности активистов.

На Сергея Петрухина завели уголовное дело за клевету и оскорбление (он резко высказался о сотрудниках милиции и обвинил их в избиении задержанного мужчины. К слову, сам задержанный написал  заявление об избиении, и проверка по данному делу пока не завершена).

В отношении Александра Кабанова возбудили уголовное дело о присвоении чужих денег (в 2017 году блогер якобы присвоил более 400 рублей, которые ему передали соседи на конкретные цели, а единственное заявление против Александра было написано спустя два года и сотрудником МВД, и сам активист утверждает, что эти деньги были оплатой его работы как председателя товарищества собственников).

2 апреля 2019 был задержан Моисей Мазько - в машине, которой управлял активист, были найдены патроны, брикет неустановленного вещества и предмет, похожий по внешним признакам на запал взрывного устройства. Против мужчины также возбудили уголовное дело.

В рамках расследования был допрошен и задержан на трое суток его сын Денис Мазько. На момент публикации материала оба мужчины на свободе, расследование продолжается.

Фото: belsat.eu
Фото: belsat.eu

5 апреля сотрудники милиции пытались задержать активистку Татьяну Фесикову, но им не удалось это сделать, так как ее несовершеннолетний сын остался бы один. Пока милицонеры вместе с Татьяной ждали приезда инспекции по делам несовершеннолетних, женщине стало плохо, и вместо отдела милиции её отвезли в областную больницу, где она была госпитализирована в отделение кардиологии.

7 апреля был задержан активист Дмитрий Бекалюк. Сейчас активист на свободе, суд над ним состоится 10 апреля.

 

Всего этого не должно было быть

Преследование экологических активистов в Беларуси буквально стало рутиной и, как следствие, практически перестали удивлять. Более того, чем чаще несогласных задерживают, тем меньше общественного внимания привлекают эти случаи.

Мы привыкаем к происходящему, и когда задержания происходят каждый месяц или каждую неделю, уже не воспринимаем их как что-то сверхъестественное. Это очень опасная ситуация: ведь фактически всё становится хуже, репрессии учащаются, но мы реагируем на них всё более спокойно. И репрессий становится ещё больше.

Ещё в 2014 году Экодом подал в Комитет по соблюдению Орхусской конвенции жалобу по поводу преследования антиядерных активистов. Комитет рассматривает различные обращения граждан, организаций и государств и принимает решение, действительно ли имели место какие-то нарушения и в чём именно они выражались.

Также Комитет разрабатывает рекомендации по ликвидации нарушений и недопущению их в будущем. То есть он объясняет, что нужно сделать, чтобы новых нарушений не было.

Чарнобыльскі шлях-2013  Фото: bnp.by
Чарнобыльскі шлях-2013 Фото: bnp.by
В жалобе Экодома были описаны конкретные случаи преследования, которые показывали системность проблемы. Речь шла о задержаниях активисток и активистов для проверки документов, оказания давления в разной форме, задержаниях во время слушаний в Островце.

«Последней каплей» на тот момент стала история 2012 года, когда российский антиядерный активист Андрей Ожаровский и беларусские антиядерные активистки Ирина Сухий и Татьяна Новикова хотели передать открытое обращение общественности о недопущении строительства Островецкой АЭС премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву, который приезжал в Беларусь. Они направлялись к российскому посольству, чтобы передать обращение. Всех задержали превентивно. Также был задержан и правозащитник Михаил Мацкевич.

Андрея Ожаровского тогда осудили на 10 суток, депортировали из Беларуси и запретили въезжать в страну на протяжении следующих 10 лет, Татьяну Новикову осудили на пять суток, Михаила Мацкевича – на трое суток, а Ирине Сухий присудили штраф в 15 базовых величин.

Татьяна Новикова заявляла, что суд происходил с многочисленными нарушениями: «Меня судили без адвоката, без свидетелей, присутствовали на процессе только судья и конвоир. Весь суд длился одну минуту. В связи плохим состоянием здоровья я просила вызвать мне скорую помощь, однако вместо этого судья сразу же зачитал мне решение об административном аресте.»

Татьяна Новикова после освобождения из ИВС  Фото: spring96.org
Татьяна Новикова после освобождения из ИВС Фото: spring96.org

Специалистка по связям с общественностью Центра правовой трансформации Алина Курленко также рассказывала, что свидетелями на судах над Ириной Сухий и Михаилом Мацкевичем были сотрудники милиции, которые утверждали, что Сухий и Мацкевич нецензурно выражались. Ирину якобы было слышно за 50 метров, и все замечания она игнорировала, а Михаил в целом вёл себя агрессивно.

 

«Системных изменений в лучшую сторону в Беларуси не произошло»

«Наша жалоба, поданная в 2014 году, стала первой в истории Комитета, когда был признан факт, что страна преследует активистов за их деятельность, - рассказывает представительница ОО «Экодом» Марина Дубина. - Мы пытались показать, что преследуются активисты, которые занимаются одной и той же тематикой, и что преследование происходит приблизительно одинаково: на них составляют протоколы о совершении мелкого хулиганства, обвиняют в нецензурной брани, нарушении общественного порядка и пр.

Комитет рассмотрел сообщение и в 2017 году вынес решение, в котором утверждал, что Беларусь действительно преследовала активистов. Комитет рекомендовал провести ряд обучающих мероприятий для сотрудников МВД и органов госбезопасности с целью просвятить их о недопущении преследований. Органом, имплементирующим Орхусскую конвенцию в Беларуси, является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, так что обучать сотрудников КГБ, МВД должны они».

Милиционеры на акции Чарнобыльскі шлях-2016  Фото: maxim-nm.livejournal.com
Милиционеры на акции Чарнобыльскі шлях-2016 Фото: maxim-nm.livejournal.com

Комитет заявил, что преследования активистов – это очень серьёзное нарушение, и что в связи с этим он будет принимать во внимание любую информацию, которая касается прогресса или его отсутствия в вопросе преследования экологических активистов за осуществление ими прав по Конвенции.

 Зачем это делается? Чтобы можно было понять, улучшилась ли ситуация в Беларуси, стала ли страна выполнять рекомендации Комитета. И если практика нарушения прав активистов продолжается, то это значит, что Беларусь не сделала ничего, чтобы прекратить преследования, и не предприняла никаких необходимых и достаточных шагов, чтобы факты давления и преследования недопустить.

«Со временем мы информировали комитет о продолжающейся практике преследования экологических активистов в Беларуси, а именно о преследовании брестских активистов, выступающих против строительства аккумулятроного завода. Это была не отдельная жалоба, а дополнительное информирование в рамках предыдущего обращения. Мы хотели показать, что системных изменений в лучшую сторону в Беларуси не произошло.

Комитет рассмотрел поданную нами информацию и сказал, что усматривает странным тот факт, что из всех поданных заявок на митинги была одобрена только одна. Частая формальная причина, позволяющая отказать в проведении массового мероприятия – это то, что «эта дата уже занята», «уже проводится другое мероприятие». Проблема в том, что, когда люди подают заявку на пикет, они не могут знать, свободна эта дата или нет. И комитет рекомендовал Беларуси, чтобы местные исполкомы размещали в публичном доступе у себя на сайте календарь с планируемыми мероприятиями. Таким образом, когда заявитель будет подавать заявку на мероприятие, он будет точно знать, свободна это дата или нет. Этот календарь, возможно, поможет предотвратить недобросовестную практику и не давать местным исполкомам лишний повод для надуманных оснований для отказа в возможности гражданами реализации их права на свободу мирных собраний», - говорит Марина Дубина.

Сейчас же мы просто не знаем, что вообще Беларусь сделала для решения проблемы. Власти говорят, что они направили какие-то письма, кого-то о чём-то уведомили, что они работают над образовательными программами. Но этого явно недостаточно – должны быть приняты меры практического характера.

Например, Комитет установил, что задержание и суд над активистами в 2012 году были фактами преследования, так что судебные решения должны быть отменены. В реальности они отменены не были. Депортацию Ожаровского Комитет признал фактом преследования, но активисту до сих пор запрещён въезд в Беларусь.

Андрей Ожаровский  Фото: mogilev.online
Андрей Ожаровский Фото: mogilev.online

На последнем заседании представители Беларуси заявили, что активисты должны выполнять требования национального законодательства и не злоупотреблять своими правами.

 

Власти должны перестать преследовать активистов

Прежде всего Марина Дубина обращает внимание, что  должны появиться реальные механизмы для возможности участия граждан в принятии решений.

Также по-прежнему остаётся актуальным вопрос о беспристрастности и независимости судебной системы. Почему в судах, которые мотивированы политически, никогда нет свидетелей, чьё спокойствие люди нарушили? Никогда нет тех граждан, которые жаловались бы. Свидетелями выступают только сотрудники МВД, которые задерживали активистов. Протоколы зачастую написаны «под копирку».

Ещё один вопрос – это вопрос к органам власти. Почему они в принципе против активистов? Да оставьте вы людей в покое! Людям не всё равно, что происходит в их городе, им же там жить. Вообще, многие чиновники забывают, что выходя с работы они становятся такими же обычными гражданами и что экологические проблемы вообще-то их точно так же будут касаться.

«Но сейчас мы имеем политическую систему, которая душит всех несогласных, чтобы показать всем окружающим, какие будут последствия, если кто-то из них будет громко говорить о своём несогласии. И мы видим, что властям не чужды никакие формы преследования» - говорит Марина.

Автор:
Фотограф:
amazon.com
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость