— Перед нами стоит задача разделить сточные воды «Кроноспана» и «Сморгонского агрегатного завода», поступающие в одну ливневую канализацию. На практике это как разделить воду, которая идёт из одного водопровода, — прокомментировал ведущий специалист местной районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды Павел Ященко.
Как всё было
История о загрязнении реки Вилии формальдегидом в конце марта встревожила и в то же время возмутила, казалось, всех – экологов, активистов, да и простых жителей Сморгони и других городов. Местные начали бить тревогу, когда заметили на поверхности реки радужные плёнки и мутную пену, а вокруг отчётливо разносился стойкий запах краски. Специалисты в тот же день выехали на место и обнаружили слив сточных вод, загрязнённых формальдегидом.
Рядом – два предприятия: «Сморгонский агрегатный завод» и «Кроноспан». Изначально под подозрения попал агрегатный завод — ведь именно в его ливневой канализации зафиксированы опасные вещества. Однако на территории завода слива красок, лаков и других опасных веществ не обнаружили.
Лишь после дополнительных проверок специалисты выяснили: к ливнёвке была присоединена врезка предприятия «Кроноспана», через которую могли сброситься сточные воды. Предприятие признали виновным в загрязнении Вилии и выписали штраф в размере 103 миллиона рублей.
Однако «Кроноспан» с этим не согласился и обратился с жалобой в суд.
«Подрядчик сделал врезку самовольно»
Первое заседание прошло 1 июня. Ознакомление позиций двух сторон переросло в спор между местной природоохранной инспекцией и производителем древесных плит. Представитель предприятия, юрист Сергей Русакович считает: фактов сброса сточных вод не установлено, физических замеров и лабораторных исследований на территории не проводилось. По его словам, ливневая канализация предприятия закольцована и замкнута, соответственно, сточные воды используются только для производства и никуда не сливаются.
При этом юрист настаивает: собственником ливневой канализации, где проводился отбор, является агрегатный завод.
— Зачем вы сделали врезку, если использовали воды внутри вашей организации? — задала логичный вопрос судья.
— В тот момент на предприятии проводился ремонт гидроизоляции резервуаров очистных сооружений.
— Вы ставили об этом в известность «Сморгонский агрегатный завод»?
— Получилось так, что подрядчик самовольно сделал врезку в канализацию. Мы таких указаний не давали.
— Что вы скажете по поводу того, что процесс производства «САЗ» не связан с выработкой формальдегидов?
— Не могу ничего сказать.
В ходе разбирательств представитель «Кроноспана» цеплялся за мелочи: пробы брали работники «САЗа», а откуда, непонятно. Хотя, по словам инспектора Ященко, процедура проста и законна: эколог завода отбирает пробы и согласно договору отвозит в лабораторию, где проводится исследование.
Были и другие претензии: к примеру, что фотографии не могут являться доказательством, потому что не понятно, на какой фотоаппарат они были сделаны и был ли он зарегистрирован.
Дело направили на повторное рассмотрение
Позиция специалиста местной инспекции природных ресурсов Павла Ященко однозначна — «Кроноспан» незаконно сбросил вредные вещества в ливневую канализацию «САЗа»:
— 28 марта специалистами агрегатного завода проведён отбор проб с ливневого колодца «Кроноспана», который находится за территорией предприятия. По результатам испытаний обнаружен формальдегид, нефтепродукты, смешанные вещества. Исследования проводились «Сморгонской межрайонной лабораторией аналитического контроля». При этом на предприятии «Кроноспан» до сих пор не установлены счётчики сточных вод и не проводится анализ их составляющих. Инспекция неоднократно направляла письма с просьбой их установить, но этого не последовало.
На втором судебном заседании, которое прошло 9 июня, две стороны представили документальные обоснования и технические документы некоторых моментов. Несмотря на это суд направил дело на повторное рассмотрение спорного вопроса, которое в течение двух месяцев будет рассмотрено Сморгонской инспекцией природных ресурсов и охраны окружающей среды.
К слову, это не первый случай нарушения природоохранного законодательства со стороны «Кроноспана». В этом году предприятие привлекалось к ответственности четыре раза.
Сейчас представителям природоохраны нужно собрать документальное подтверждение, что на «Кроноспане» в производстве используется формальдегид. Хотя, как известно, это вредное вещество присутствует при производстве ДВП, ДСП и фанеры.
«Если инспекция плохо собрала доказательную базу – суд откажет в иске»
Григорий Фёдоров, юрист ОО»Экодом»:
— В Беларуси срок привлечения к административной ответственности в области охраны окружающей среды – 6 месяцев. По истечении этого времени штраф назначить уже нельзя. Если говорить о рассмотрении дел о нарушении экологического законодательства, то в Беларуси двоякая практика. Если в спорных моментах одного населённого пункта работает несколько предприятий, то суд требует от госоргана точных доказательств, что именно это предприятие виновато.
Есть и другая практика: когда к ответственности привлекается обслуживающее предприятие, например, ЖКХ. Всё усложняется тем, что в Беларуси не приняты процессуальные разъяснения, например, Пленума Верховного суда по поводу того, как поступать в таких случаях, какие нужны доказательства и т.д. Если госорган собрал доказательную базу плохо, то очевидно, что суд откажет в иске.
Насколько быстро рассматриваются судом экологические вопросы в других странах, также зависит и от специфики судебной системы. В США это может длится годами, даже в ситуациях, когда понятно, кто виноват в загрязнении того или иного объекта. В Польше, Чехии это быстрее.