11.10.2019 / 10:10

Угадайте-ка, что легче покорить на велосипеде – сибирские горы или российские поезда? История путешествия двух брестчан получилась длинной, но живой и интересной – как история жизни.

Этим летом мама Мария и сын Генрих совершили почти полуторамесячное путешествие: из Бреста до Ангарска добирались на поездах, а по Восточной Сибири колесили на велосипедах.

Мария и Генрих – члены брестского велоклуба «Радея». Оба сели на велики в 4-хлетнем возрасте, велосипед называют «продолжением своих ног» и не мыслят без него жизни.

Зелёный портал побывал на встрече велопутешественников с брестчанами и записал для вас их рассказ о непростом, но захватывающем пути.

Для начала представим наших героев.

Мама: Мария Станиславовна Роданич, 45 лет. Врач ультразвуковой диагностики, кандидат медицинских наук, крутой бард, заядлый собачник и профессиональная мама.

Любовь к велосипеду ей привил ещё дедушка, Лев Антонович Левандовский, герой Великой Отечественной войны, сам постоянно передвигавшийся на велосипеде.

Двух своих сыновей и двух пасынков Мария с детства приучила к движению: велосипеды, ролики, коньки, санки, бассейн – всё это постоянно присутствует в семье в качестве источника дофамина.

Без проблем может возвести стену из гипсокартона или профессионально выдрессировать ротвейлера (имеются корочки кинолога).

Родом из Бреста, но около 20 лет прожила в Сибири – когда отца отправили туда по работе, семья последовала за ним. С радостью вернулась в Брест в 2013 году и ни одного дня об этом не жалела.

Сын: Генрих Шулаков, 12 лет, ученик 6 «А» класса 28-й школы города Бреста. Пионер, входит в Совет велоклуба «Радея».

Увлекается историей, биологией, экологией, английским. Изучает сов и других хищных птиц.

Отдельная любовь – ролики. После неожиданного развала роллер-школы вместе с остальными ребятами принял решение сохранить их группу «Бобры». Флаг роллер-школы пронёс по всей Сибири.

Сборы: белорусский иммунитет – не сибирское здоровье

- Перед началом путешествия мы стали раскладывать приготовленные вещи в две кучи: что повезём с собой в любом случае и без чего можно обойтись. Вскоре куча «можно обойтись» начала нависать как Эверест над кучей «взять с собой»…

В итоге вещей набралось немало: мне досталось 30 кг веса, сыну – 22. Исходили из того, что Сибирь – экстремальная для велопутешествий территория, а наш беларусский иммунитет – далеко не сибирское здоровье.

Обычно в Сибири ставят палатки не прямо на землю, а на срубленные еловые лапы. Настилают как минимум сантиметров 20 веток, так как иначе даже летом есть все шансы застудить почки.

Но у нас ситуация сложнее: мы – родственники экологов и биологов, нам по определению нельзя рубить живые ветки. Поэтому мы тащили с собой пуховики и резиновые надувные матрасы, хорошую горную палатку.

Я предусмотрительно запаслась всеми типами рюкзаков. Взяла 3 тонких болоньевых велорюкзака вместимостью от 40 до 80 литров и 2 станковых – на жёстком каркасе.

В поездах мы грузили вещи в станковые рюкзаки, а когда пересаживались на велосипеды, то распихивали всё в лёгкие велорюкзаки – груз на спине значительно уменьшался, а комфорт многократно увеличивался.

Брест-Москва. Беларусский плацкарт – лучший в мире!

- В поезд, следовавший от Бреста до Москвы, мы погрузились со всеми нашими велосипедами и рюкзаками безо всяких проблем. Никто не требовал от нас багажных квитанций, велосипед «умещается» в положенные 200 см ручной клади.

Наши беларусские проводники – самые милые люди на свете. За эту поездку мы имели «счастье» в пяти поездах сравнить их с российскими...

В русских поездах по какой-то неведомой причине нет питьевой воды. Ты можешь получить либо горячий чай, либо кипяток, который нужно где-то остудить. Цена бутылки воды на станциях в переводе на наши деньги – 10 рублей, газировка стоит ещё дороже.

После нескольких суток пути без доступа к нормальной воде мне хотелось кланяться каждому беларусскому проводнику: у них в купе всегда стоит чайничек с водой...

Москва: китайцы и топографический коллапс

- Наш поезд прибыл на Белорусский вокзал около 9 часов утра. Выгрузились, сели на велосипеды. Нам надо было попасть на Павелецкий вокзал.

Начали было спрашивать дорогу у прохожих, но никто не смог указать нам даже направление, включая таксистов и полицейских. Люди отвечали либо, что они ориентируются по метро, либо (примерно 70% ответов), что они вообще не местные…

Навигатор тоже не помог: на третьем круге вокруг Тверской мы поняли, что что-то здесь не так. Подъехали к полицейскому, а он сообщил, что вчера здесь был митинг, поэтому все навигаторы глушат…

Так что дорогу на Павелецкий вокзал мы нашли, просто прикидывая виды по фотографиям.

Много ли мы видели велосипедистов на улицах Москвы? В основном это были многочисленные китайцы, осуществлявшие велодоставку на велошеринговых великах… Велошеринговые парковки в Москве встречаются на каждом шагу.

Кстати, впечатление от Красной площади, куда мы заехали уже на обратном пути, похожее: сплошь китайцы. Даже надписи на лотках с мороженым сделаны иероглифами. Единственное место на Красной площади, где можно встретить людей славянской внешності – это очередь в Мавзолей.

Завидев нас на великах, китайцы бросались толпами человек по 10 фотографироваться на нашем фоне. Мы были в майках клуба «За Вело-Брест!», к сожалению, маек нашей «Радеи» у нас с собой не было.

Ещё одна ода БЖД…

- Перед тем как садиться в поезд Москва-Владивосток, я подошла к дежурной по вокзалу, чтобы выяснить нюансы провоза велосипедов в российских поездах. Как оказалось, есть два варианта транспортировки: в отдельном багажном купе (стоит 20-25 рублей на наши деньги) или вместе с собой на багажной полке (около 12 рублей за велик).

Оптимальным вариантом было бы везти велосипеды в багажном купе, но в этом поезде оно оказалось занято другими грузами. Поэтому я купила багажные билеты на провоз «с собой», нам сделали запись: «велосипеды разобранные в чехлах».

А дальше нас ждала очередная «засада» от Российских железных дорог: на Павелецком вокзале (думаю, что не только там) невозможно пройти с великом через рамку металлоискателя. Необходимо разобрать велосипед и уложить в пакеты.

Всё бы ничего, но расстояние от рамки до перрона примерно полтора километра… С двумя рюкзаками (20 и 30 кг) и двумя разобранными велосипедами (14 и 15 кг) топать женщине с ребёнком 1,5 км…мама, не горюй!

Единственное место, где нас без вопросов пустили через раму с велосипедами (уже на обратном пути) – Белорусский вокзал в Москве. Видимо, за все десятилетия он таки набрался беларусской благодати… Мы разбирали велики уже перед посадкой в вагон.

Метаморфозы проводника и Песнь о нибелунгах

- Окончательно «добил» нас российский проводник. Он устроил настоящую истерику с криками и оскорблениями, категорически не желая пускать нас в вагон с велосипедами.

Спас положение дед-афганец, который просто-напросто затащил проводника в угол и потребовал вызвать начальника поезда, тем самым предоставив мне возможность для манёвра. Я не упустила момент, подхватила наши велики и из последних сил запихнула их на багажную полку.

Но проводник так легко не сдался. Очень скоро он прибежал и потребовал переложить велосипеды так, чтобы они лежали не поперёк полки, как было разумнее, а вдоль – это даже выглядело опасно, 1/3 велосипеда при этом свисала.

Пришлось снова всё снимать и перекладывать. Полка высокая, к тому же, закрыта козырьком, под который пропихнуть велосипед та еще задача… Помочь некому – в вагоне пожилые женщины и дед-инвалид.

Справились, переложили велосипеды, как смогли подпёрли их палаткой – ни привязать, ни закрепить на гладкой узкой полке было невозможно. Впоследствии, при экстренном торможении поезда, мне пришлось ловить велосипед буквально на лету…

Когда начальник поезда сказал нашему проводнику, что мы ничего не нарушили, тот понял, что взятку с нас взятку не получить, и успокоился. Уже на следующий день Генрих мирно играл с проводником в шахматы…

Судя по всему, если путешествуешь с велосипедом, лучше приходить на посадку в российский поезд заблаговременно, чтобы оставалось хотя бы полчаса на «беседу» с проводником…

Если не считать проблем с питьевой водой, ехали мы весело. Дорога Москва-Ангарск занимает четверо суток. Мы с Генрихом по 2-3 раза в день вслух читали «Песнь о нибелунгах», народ в вагоне даже волновался: «Только не начинайте без нас!»

Кстати, билет на поезд для школьников лучше приобретать на российских сайтах или в кассах России, тогда он обойдётся вполовину дешевле взрослого билета.

Город, съеденный джунглями

- Когда поезд наконец прибыл в Ангарск (город в Восточной Сибири в 40 км от Иркутска), я была несказанно рада тому, что мы взяли с собой велосипеды – хотя вопрос брать или не брать не ставился в принципе. Без великов нам пришлось бы туго.

Общественный транспорт Бреста и Ангарска – две большие разницы. Однажды нам с Генрихом пришлось проехаться в местном автобусе – то ещё удовольствие. Волна негативных эмоций просто сшибает с ног.

У меня было ощущение, что за время моего отсутствия город Ангарск «съели» джунгли. Раньше там были велодорожки, тротуары, а сейчас асфальт пришел в полную негодность, дома обветшали, повсюду высокие кусты…

Я около часа крутилась на велике в пределах одного квартала, не могла найти нотариальную контору. А когда наконец нашла, крайне удивилась. Мне и в голову не могло прийти, что полностью заросшее кустами крыльцо, с травой между плитками и ржавыми перилами, может быть крыльцом нотариуса…

Население Ангарска убывает со страшной силой. Когда я уезжала оттуда в 2013 году, там проживало 320 тысяч человек, а сейчас осталось около 226 тысяч…

Ангарск расположен в низине, вокруг – торфяные болота. Сырость там такая (98% влажности), что пресловутая брестская влажность по сравнению с ангарской – полная ерунда. А резко континентальный климат зимой превращает эту сырость в висящий ледяной туман. Поэтому буряты предпочитают не селиться в Ангарске.

Уникальный музей часов

- В Ангарске есть уникальнейший музей часов, единственный в России. Здание музея – одно из немногих, которые здесь хорошо выглядят.

Его основатель начал создавать коллекцию ещё из своих собственных работ. Самые старые часы, которые там хранятся, изготовлены в XVI веке.

В музее есть часы с собакой: когда забираешь «часы-луковицу», собака начинает «лаять», а ещё она светится в темноте. Есть часы-паровой двигатель, сделанные по моде начала XIX века.

Есть космические часы, которые побывали в космосе, и часы ХХ века с драгоценными камнями, которые встречаются на этой территории (малахит, родонит, яшма, чароит, аметист, опал и т д.)

Удивительны часы с идущими через перевал казаками: это литьё из бронзы, при этом у каждой лошади – своя поза и морда, у каждого казака – своё выражение лица.

Какой-то немец не так давно подарил музею множество часов из немецкой коллекции. А ещё там есть хорошие макеты некоторых из хранящихся в музее часов, выполненные в натуральную величину – их сделали специально для слепых и слабовидящих, с шифром Брайля.

На великах – по сибирским горам

В путешествие по горам мы отправились в компании моих хороших друзей, местных жителей. За 5 дней мы преодолели 68 километров: где-то ехали на велосипедах с комфортом, а где-то карабкались по почти отвесным подъёмам.

Встречались и колдобины, и промоины, и булыжники с острыми краями, и лужи глубиной по самую велосипедную раму. Не раз приходилось тащить велики вместе с поклажей буквально на себе. Но, несмотря ни на что, велосипед очень выручал.

В какой-то момент наши друзья-туземцы скормили всю колбасу бродячей собаке. После чего пошли в лес и быстро набрали грибов. Все следующие дни мы питались практически одними грибами, разве что чай из них не заваривали. Каши, суп, поджарка – всё из грибов, в основном это были грузди и маслята.

Постепенно мы добрались до скальников Ольхинского плато. Это такие природные скульптуры, гигантские выходы базальта и гранита. Выглядят, будто великан играл в кубики и не собрал их за собой. Природа вокруг просто потрясающая. Мы преодолели подъём в 2 тысячи метров – от пота, текущего в глаза, меня не спасал даже берет.

Скальник Витязь размером примерно с 8-этажное здание. Он похож на наш главный монумент в Брестской крепости: великан, лежащий на плече, с повёрнутым лицом.

Есть скальник Крепость, похожий на крепость, и Идол, похожий на идола с острова Пасхи. Есть скальники Старуха Изергиль и Зеркала. Мы дошли не до всех.

В этой местности уникальная почва, больше я нигде такого не видела. Процессы её формирования чётко видны по слоям: лежит базальтовая глыба, на ней – слой мёртвого лишайника, на нём – слой живого лишайника, а в том уже сидит тонкий живой стебелёчек растения.

Интересно растут кедры: почти на голых камнях. Корневая система кедра расположена прямо под ногами, деревце пытается дотянуться корнями до почвы. Со временем его корни раздвинут камни.

К нам подлетал маленький кедровый поползень, брал прямо с руки у Генриха кедровые орешки, потом летел в заросли, заталкивал орешек в щель, прибивал её камешком и закладывал сверху травой – делал запас на зиму.

Пирамидки обо

В предгорьях Восточного Саяна находится Тункинская долина, которая считается у бурятов местом силы. Бурятам не рекомендуют жениться на местных женщинах – это долина вулканов, основном потухших, но есть там и действующие. Места фантастические: грязи, гейзеры, минеральные источники.

Там мы сложили несколько обо – пирамидок из камней, которые складываются с просьбой о добре для того человека, которому они посвящаются. Мы сложили одну большую обо за всех велосипедистов Бреста и несколько персональных, поменьше.

Там есть удивительные камни, которые внешне выглядят как кусок дерева, не отличить. А у моего приятеля был камень, настолько похожий на кусок сала, что некоторые даже всерьёз пытались его резать.

Чудо-источник

Подъём к посёлку Аршан был трудным. До самой высокой точки пика Любви мы не добрались, потому что у Генриха скакнуло давление, началось носовое кровотечение. Такой серьёзный подъём у нас впервые, мы слишком резко начали подниматься на высоту.

Генрих сам сказал, что надо остановиться, хотя для спортсмена не дойти до финиша – смерти подобно. Как мама, я горжусь своим сыном и уважаю принятое им решение. Зато теперь у нас будет повод вернуться туда.

Мы спустились с пика совершенно без сил и сразу же залезли в источник. Вода в нём мутная, красно-оранжевого цвета с ярко-жёлтым осадком. Температура около 42 градусов. В воде содержатся родон, магниевые соли, сероводород. Пребывание в источнике чудесным образом восстановило наши силы.

Основной способ заработка у жителей Аршана – сдача жилья туристам. Стоимость аренды от 15 до 40 наших рублей в сутки. Мы попали на постой к хозяйке частного бассейна-источника, поэтому все купались в нём по 20 минут, а мы по целому часу. Этот бассейн она взяла в аренду, вложила в него 20 тысяч долларов. За это лето свои деньги хозяйка пока не отбила.

Буряты

- Буряты – интересная нация. Для них все люди – братья. У них в семьях ещё сохранилось уважительное отношение к бабушкам и дедушкам, но это совсем не домострой, просто они умеют договариваться.

Генриху понравились бурятские чебуреки, ради них он почти готов жениться на бурятке. Чебурек не помещается на тарелке, а мясо в нём потрясающего вкуса: его не прокручивают в мясорубке, а мелко-мелко рубят.

Буряты очень доброжелательны, но нет ничего страшнее пьяного бурята – всё из-за отсутствия в организме фермента, расщепляющего алкоголь.

Про бурятов часто говорят: или академик, или алкоголик. И это действительно так. Кстати, именно пристрастие одного местного жителя к алкоголю помогло нам побывать в священном для бурятов месте, куда обычно плавать нельзя.

Бурят получил недостающие до бутылки 7 рублей (на наши деньги), а Генрих получил возможность прикоснуться к Шаман-камню – символу озера Байкал, заповедной скале у истока реки Ангара. Камень этот торчит из воды метра на полтора. Мы попили воды сначала с одной стороны от камня, из Байкала, а затем с другой, из Ангары.

Температура воды в озере Байкал в августе всего три градуса, не успев зайти, вылетаешь оттуда, как пробка. А на берегах растёт шиповник-гигант размером с мелкое яблоко.

Генрих. Впечатления

- На Байкале и в предгорьях Хамар-Дабана очень красиво. Люди там добрые, не такие, как в остальной России. Я повидал свою бабушку.

Иногда в горах было страшно: всё-таки высота, на некоторых отрезках дороги надо было карабкаться, даже руки тряслись. А ночевать в палатке совсем не страшно, мы часто так делаем.

Самое захватывающее впечатление от путешествия – когда ты стоишь на вершине горы и смотришь вдаль, а она тебя поглощает...

Мария. Горы, люди

- Однажды, когда я ещё жила в Сибири, во время моего дежурства в больнице у меня практически на руках умер ребёнок. Я позвонила завотделением и отпросилась, объяснив, что просто не смогу сейчас остаться на работе.

Последней электричкой уехала в глухие места, хотела добраться до зимовья, побыть там какое-то время одна. Дело было в марте, я поехала в лёгкой одежде, в которой была на работе. Пришла к зимовью, а дверь не могу открыть. Ночь, холод, страшно, а деваться некуда.

Только часам к 4-м часам ночи я сообразила, как открыть противомедвежьи двери. Зато это была такая встряска, что к утру я уже не умирала от депрессии. Горы очень спасают в таких ситуациях...

И сейчас мне жизненно необходимо было рвануть в горы. Я три года без отпуска работала на двух работах, чтобы оплатить свою операцию по восстановлению зрения.

Тогда мне очень помог сводный брат, о существовании которого я узнала случайно: искала статью про сов, а нашла родного человека. Он, как и я, кандидат наук, биолог-эколог, живёт в Самаре.

Я – счастливый человек, у меня есть близкие люди, на которых можно положиться в трудную минуту. Бесконечно благодарна членам велоклуба «Радея», которые «вытянули», поддержали нас с Генрихом в сложные для нас времена.

Когда-то в Сибири был страшный период: люди разделились на тех, кто «за красных» и тех, кто «за белых». Один из прадедов Генриха вынужден был забрать прямо с крестин жену и новорожденную дочь 2-3 суток от роду.

Стоял февраль, самый лютый и ветреный месяц в тех краях. Жена была в бальном платье и в атласных тапочках, а пошли они через перевал Хамар-Дабан, где и летом то не так легко пройти.

Если сойти с тропы, в снег уйдешь с головой, глубина его доходила до шести метров. Чтобы ребёнок выжил в таких условиях, тот человек нёс его в валенке, прижимая к себе и всю дорогу подогревая керосиновой лампой…

Мне очень хотелось показать Генриху Прибайкалье, места его предков, и «обкатать» сына в суровых сибирских условиях. Беларусь для этого слишком добрая, спокойная и родная...

Автор:
Фотограф:
Фото из личного архива героев
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость