12.04.2017 / 16:04

Как повлияет климатическая политика Трампа на мир и на нашу страну, обоснованы ли заявления американского лидера и какова роль Беларуси, шагнувшей в сторону климатической нейтральности, Центру экологических решений объясняет консультант по климатической политике и эксперт товарищества «Зелёная сеть» Анастасия Бекиш.

В конце марта президент США Дональд Трамп подписал указ, отменяющий ряд решений администрации Барака Обамы по борьбе с глобальным потеплением. Решение американского лидера фактически аннулировало не менее шести инициатив предыдущего президента. Кроме того, судя по обещаниям Трампа, данным ранее, США рассматривают вариант выхода и из Парижского соглашения о климате.

Указ Трампа отменяет мораторий на разработку новых угольных месторождений на федеральных землях. Документ также подразумевает пересмотр плана 2015-го года «Чистая энергия» (CleanPowerPlan), в котором содержались требования по снижению выбросов углекислого газа. Кроме того, отменён указ Обамы, объявляющий изменение климата угрозой для национальной безопасности.

Подобные решения, в большинстве своём, подверглись критике. Особенно возмутило заявление Трампа, которое было сделано в момент подписания указа: «Вот зачем всё это: вернуть наши рабочие места, наши мечты и сделать Америку снова богатой». По объяснению представителей действующей администрации США, принятие указа вызвано необходимостью сохранить рабочие места в сфере энергетики.

Анастасия Бекиш, будучи, среди прочего, и сокоординатором сети общественных организаций «ClimateActionNetwork» в регионе Восточная Европа, Кавказ и Центральная Азия, к решениям Трампа отнеслась отрицательно и назвала их «лишёнными здравого смысла» и «инфантильной попыткой нанести максимальный ущерб политическому наследию Барака Обамы»:

Думаю, что действия Трампа в первую очередь скажутся негативно на самих же американцах. Ничто не предвещает роста количества рабочих мест, на что якобы направлены изменения. Увеличение количества рабочих мест в угольной промышленности, которое обещает Трамп, – это нелепость. Закат угля – это не результат исключительно политики Обамы и не процесс, характерный для одной только Америки. Это то, что происходит повсеместно.

Стоимость энергии, полученной из возобновляемых источников, снизилась настолько сильно, что угледобыча теряет экономический смысл. Сейчас более двух миллионов американцев заняты в производстве, установке и обслуживании возобновляемых источников энергии (ВИЭ), и количество рабочих мест в этой области выросло на шесть процентов только за 2015 год. И этот рост продолжится, потому что рынок определяет политику, а не популистские указы Трампа. Хотя, возможно, теперь инвесторы будут с большим вниманием смотреть в сторону Азии, где сектор ВИЭ растёт лавинообразно, в отличии от Штатов, потерявших связь с реальностью.

По мнению специалистки, подписанный указ может привести к существенному количеству опасных последствий для окружающей среды, здоровья и безопасности.

К примеру, в результате политики Трампа будут свёрнуты федеральные программы, призванные помочь штатам и местным сообществам в получении адекватной информации о локальных последствиях изменения климата, прогнозировании и способах адаптации. Будут ликвидированы требования по оценке воздействия на климат крупных инфраструктурных проектов на этапе их одобрения, — говорит Анастасия Бекиш. — Если указы Обамы предполагали, что проекты, направленные на противодействие изменению климата и адаптацию, получают всяческую поддержку, то Трамп такие меры не поддерживает.

Тем не менее, считает специалистка по климату, на данном этапе ситуация далека от критической, ведь «в США не всё решает президент». Анастасия напоминает, что в определении собственной политики в области изменения климата и развития энергетики очень высока позиция отдельных штатов. И, несомненно, штаты воспользуются своими привилегиями.

Подтверждение тому — данные опросов общественного мнения. Согласно им, большинство американцев очень обеспокоены последствиями изменения климата и поддерживают регулирование в этой сфере. Ведь сегодня, в противовес намерениям Трампа, многие штаты только увеличивают свои цели по сокращению выбросов и повышению доли ВИЭ. Эту политику поддерживают и крупнейшие города США. К примеру, Калифорния планирует сократить выбросы парниковых газов на 40 процентов к 2030 году (относительно уровня 1990-го), Массачусетс, Нью-Йорк и Нью-Гемпшир – на 80 процентов к 2050-му. Лос-Анджелес планирует полностью перейти на возобновляемые источники энергии.

Отрицательно и с большой долей скептицизма Анастасия Бекиш воспринимает обещания американского лидера выйти из Парижского соглашения.

Месяцы, прошедшие после избрания Трампа, уже достаточно подтвердили «серьёзность намерений» мирового сообщества относительно Парижского соглашения, — обращает внимание она. — Никто не бросился сворачивать свои национальные планы, и, напротив, политика Трампа провоцирует появление новых лидеров в этой сфере: главным образом, речь идёт о Китае.

Восточноазиатский лидер продолжает интенсивно вкладывать ресурсы в развитие ВИЭ и закрывать угольные станции. Собеседница приводит цифры: Китай планирует инвестировать 361 миллиард долларов в ветровые электростанции к 2020 году, и уже сейчас 3,5 миллиона человек в этой стране заняты в сфере ВИЭ. Причём правительство собирается довести этот показатель до 13 миллионов к 2020 году, то есть более пяти тысяч новых рабочих мест будут создаваться ежедневно.

В период с 2012 по 2015 год в Китае было создано 1,8 миллиона рабочих мест, связанных с ВИЭ, тогда как в США – всего 157 тысяч (то есть в 11 раз меньше). Кому в итоге хуже от указов Трампа? Сделают ли они Америку великой «снова»? Разве что в фантазиях Трампа и его друзей из сферы добычи углеводородов, — заявляет эксперт.

При складывающихся обстоятельствах, в условиях «балансирующей на грани фола климатической политики России», Беларуси, по мнению Анастасии Бекиш, «критически важно не свалиться в ту же яму».

Наша соседка Россия сегодня не может отказаться от мышления «страны-бензоколонки». В последнее время Путин начинает использовать сходную с Трампом риторику, хотя в гораздо менее резкой манере, по крайней мере, пока. И в этом есть некоторая опасность для стран, зависимых от политики России, например, для нашей страны, — поясняет собеседница. — Но всё же Беларусь – не Россия, мы давно ратифицировали Парижское соглашение, и надеюсь, что нам хватит дальновидности продолжать следовать за прогрессом, а не оставаться в прошлом.

Я считаю, что уверенная политика в сфере климата для Беларуси – это способ показать зрелость и ответственность государства, реальный суверенитет от чьих-то сторонних инфантильных действий, направленных только на сомнительное сиюминутное обогащение и удержание власти, основанной на углеводородах.

И в этой ситуации роль таких амбициозных городов, как Браслав, который претендует на звание климатически нейтрального города, приобретает экстраординарную важность для страны. Крайне важно постоянно демонстрировать, что изменения возможны, и они возможны у нас дома, а не где-то там, за сотни и тысячи километров от Беларуси.

Резюмируя, специалистка отметила: на фоне отмены указов Обамы о борьбе с глобальным потеплением уверенная политика Беларуси в сфере климата приобретает особенную важность.

Источник:
Автор:
Фотограф:
pixabay.com
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость