12.08.2015 / 15:08

Выставка «Памежны стан», организованная Минской галереей «Ў» совместно с товариществом «Зелёная сеть», представляет художников: Светлану Гусакову, Игоря Корзуна, Йозаса Лайвиса (Литва), Викторию Щербакову, Bazinato. Их работы были подготовлены на хуторе вблизи озера Болдук, что находится на стыке Минской и Витебской областей, недалеко от беларусско-литовской границы и в черте 30-километровой зоны Островецкой АЭС. Экспозиция открыта до 30 августа.

Выставочный проект по результатам экологического пленэра проводится в галерее «Ў» не в первый раз и привлекает внимание как художников, так и экологов. Дело в том, что мы только-только подключаемся к этому тренду, а в мире подобных пленэров и арт-событий на «зелёную» тему проводится масса. В Люксембурге люди собирают из дерева электронный коллайдер и пытаются обслуживать его как настоящий, в Тегеране конструируют радугу из разноцветных атласных лент, которые шумят как настоящий дождь. В жаркой стране, на улице — очень актуально.

Вот и у нас теперь есть «Верх» и «Низ» Игоря Корзуна, небо и земля. Только они напечатаны, установлены вертикально и образуют узкий проход. Человеку даже средней комплекции здесь тесновато, мало места человечеству в ноосфере, поэтому, познавая высокие материи, он уже использовал всё, как мог, и практически заменил изображением. Имитацией. Виртуальными представлениями. Можно ещё объяснить такое расположение неба и земли абсурдом наших представлений о природе и своём в ней месте. Современное искусство построено на разном понимании разных вещей, в чём, собственно, и прелесть: оно не тривиально.

Совсем неожиданный перфоманс тихо и уютно показала Светлана Гусакова: за дачным столом она готовила псевдоеду: какие-то несъедобные смеси из травы, песка, пепла, опилок с запахом реальных продуктов. Это было такое отражение отражений, обман с привкусом реальности. В общем, опять абсурд и «памежны стан».

Bazinato написал углём срез дерева — с подобием годовых колец, графичных, создающих медитативный эффект. Размер имеет значение: дерево получилось прямо-таки космическим, но не живым. Его ведь уже нет, а материал художника — уголь, и если всё сгорело, значит, перед нами лишь память о дереве. Образ памяти.

Не могли участники пленэра обойтись и без образа опасности. Им оказался мешок цемента рядом с фотографией строящейся Островецкой АЭС. Предыстория этой инсталляции Йозаса Лайвиса состоит в следующем: такими же стройматериалами пользуются во всех окрестных посёлках, и кто же сейчас не знает судьбу «мирного атома». Художники, конечно, не физики и не химики, но если мировая общественность осознает опасность атомной энергетики, не ощущать её творческому человеку невозможно. Фотография и ленточка с надписью «Опасная зона» маркируют зону ответственности — и это тоже образы, идеи, акценты на болезненный вызов. Нам ли, после Чернобыля, этого не чувствовать.

Видео Виктории Щербаковой дает зрителю возможность понаблюдать за лесным озером в полнолуние, послушать шум леса — возможно, только эти работы оставляют нам возможность чуть-чуть снизить напряжение. Общепринятое понимание «экологии» как темы гармоничной, «красивой» и благостной современному искусству не свойственно, но должно же хоть в чём-то быть успокоение.

Автор:
Фотограф:
Любовь Гаврилюк
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость