13.05.2015 / 10:05

Национальный парк «Беловежская пуща» не прошёл сертификацию Лесного попечительского совета FSC. Таковы итоги завершенного на днях экспертного аудита. Зачем природоохранной территории сертифицировать древесину на продажу, сколько времени понадобится, чтобы повторить попытку, и почему после сертификации мнение общественности не смогут не принимать во внимание, разбираемся в нашем материале.

Эксперт: «Несоответствия можно ликвидировать за 1-2 недели»

Команда аудиторов компании NEPCon провела на прошлой неделе основной аудит в национальном парке «Беловежская пуща» по схеме сертификации FSC (Лесного попечительского совета). Аудиторы выявили значительные несоответствия по 6 пунктам из более чем 150. Это значительно меньше, чем было у национального парка «Припятский», но достаточно, чтобы не получить сертификат.

Аудит 4-8 мая 2015 года являлся основным. Предварительный прошёл в январе 2015 года, а следующей будет повторная проверка несоответствий после того, как пуща объявит о своей готовности.

Вопросы к нацпарку возникли в отношении выполнения индикаторов FSC по сохранению лесов высокой природоохранной ценности, плюс некоторые технические по делопроизводству. «Эти несоответствия не являются трудными для доработки, и нацпарк способен в течение недели-двух с ними справиться», — считает Георгий Козулько, эксперт FSC, эколог, кандидат биологических наук.

Он уверен, что несоответствия не связаны с зонированием, в отношении которого было много проблем при бывшем директоре Николае Бамбизе. Нынешние несоответствия, по его словам, вызваны в основном документооборотом и некоторыми системными вопросами.

Сертификат FSC для тех, кто хочет успешно экспортировать древесину

Сертификат FSC даёт преимущество при экспорте древесины в Евросоюз. «Данная сертификация нужна лесхозам и всем, кто ведёт лесохозяйственную деятельность — чтобы наша продукция была конкурентоспособна на внешних рынках. Всё больше компаний хотят иметь древесину, заготовленную в лесах, где ведётся устойчивое лесное хозяйство», — поясняет Максим Ермохин, ведущий научный сотрудник Института экспериментальной ботаники и координатор рабочей группы по разработке стандарта FSC для Беларуси.

Говорить о площади сертифицированных особо охраняемых природных территорий (ООПТ) возможности нет: в Министерстве лесного хозяйства ведут статистику только по лесхозам (в том числе по расположенным на территории ООПТ).

Согласно статистике на 1 апреля 2015 года, в Беларуси 62,7% лесов сертифицированы по схеме FSC. Это одна из двух сертификаций, проходящих у нас в республике. По второй — PEFC — сертифицировано 98%. Их отличие в том, что первая основывается на единых международных стандартах, адаптированных под конкретную страну. А вторая — на национальном законодательстве, которое соответствует международным стандартам. По мнению Максима Ермохина, FSC развивается активнее.

Сертификация FSC необходима, потому что лесопользование несёт потенциальную угрозу ценностям пущи

Заповедник, национальные парки и другие особо охраняемые природные территории помимо природоохранной ведут хозяйственную деятельность. Например, ГПУ «Национальный парк «Беловежская пуща» является заповедным меньше, чем наполовину. Остальная территория — зоны регулируемого использования, рекреационная и хозяйственная. В последней разрешены рубки главного пользования (полная вырубка некоторых участков).

Так нужна ли пуще система сертификации FSC?

«В той структуре, которую сегодня представляет собой ГПУ «Национальный парк «Беловежская пуща», — очень нужна. Особенность в том, что природоохранное учреждение занимается хозяйственной деятельностью. Классическому национальному парку она не нужна, так как он осуществляет только охрану природы», — считает Георгий Козулько.

Сертификация требует от лесопользователей соблюдения принципов экологичности, поясняет Виктор Фенчук, член экологической палаты национальной рабочей группы по стандартам Лесного попечительского совета Республики Беларусь:

«Тот факт, что посредством зонирования в наших национальных парках разрешено лесопользование, делает сертификацию даже более актуальной, чем для лесхозов. Ведь нацпарк создаётся на участках лесного фонда, обладающих исключительной ценностью. Там разрешается вести лесное хозяйство — деятельность, которая может нести потенциальную угрозу ценностям, ради которых нацпарк создавался», — подчёркивает он.

По мнению Виктора, международная добровольная сертификация лесного попечительного совета (FSC) может быть более действенной, чем национальные механизмы, так как требует порой куда больше. Кстати, уже полученного сертификата можно лишиться, имея даже одно существенное несоответствие.

Стать лидером в охране природы, а не производстве досок

Раскрывает противоречия Николай Черкас, сотрудник Брестского отделения ОО «Ахова птушак Бацькаўшчыны» (АПБ): «Основная проблема беларусских нацпарков — это то, что они хотят возродить на своей территории структуру, подобную советскому заповедно-охотничью хозяйству. Национальный парк должен стремиться стать лидером в области охраны природы, а не в области производства «пропеллерных» досок».

АПБ сотрудничает с нацпарком, а сам Николай работал в пуще более 15 лет (до 2009 года). Курс на древозаготовку при прежнем директоре Николае Бамбизе, по словам Черкаса, привёл почему-то только к кредитам, которые приходится отдавать нынешнему руководству.

Специалист обращает внимание ещё на одну весомую проблему: «В период правления [Н. Бамбизы — авт.] никто из специалистов в нацпарке не задерживался. Около 1600 человек работали там, и течение года такое же количество увольняли. Поэтому создалась проблема кадрового голода».

Как сообщает газета «Советская Белоруссия», после январского аудита проводилась работа с персоналом с целью повышения их квалификации в экологических и социальных вопросах. Получить комментарий от самого руководства национального парка «Беловежская пуща» корреспонденту Беларусского зелёного портала не удалось.

Факты нарушений не подтвердились, а общественность получила первый опыт участия

В сертификации FSC также весьма важно участие общественности. В пунктах-критериях говорится о том, что общественность должна иметь доступ к информации об управлении пущей, и если кто-то получит отказ — будет выставлено несоответствие. Это грозит приостановкой сертификата.

Во время аудита могут присутствовать наблюдатели, и в нынешнем году они были первый раз в лице представителей ОО «Багна». Также до аудита принимались замечания по управлению от общественности. Факты нарушения законодательства, по словам председателя «Багны» Ольги Каскевич, не подтвердились. Свои наблюдения представители «Багны» собираются оформить в комментарии к плану управления пущей, который будет разрабатываться в 2015 году.

Кроме значительных замечаний у аудиторов было множество мелких, но в целом, по мнению Ольги, нацпарк в лучшем состоянии, чем можно было ожидать после деятельности прошлого директора.

Получение Беловежской пущей сертификата FSC означает, что общественность сможет контролировать, как ведётся на её территории лесное хозяйство. Это беспрецедентная возможность для независимых экологов и всех неравнодушных к судьбе стародавнего леса. «Пока что аналога сертификации FSC как механизма вовлечения общественности в оценку лесоуправления в Беларуси я не вижу», — отметил Максим Ермохин.

Автор:
Фотограф:
lauzonflooring.com
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость