Дубу было около 100 лет, ствол — 3 метра в обхвате и 1,3 метра в диаметре, а его высота достигала 23,5 метра. Дерево росло рядом с трансформаторной будкой во дворах, между Могилёвской, 6/4 и улицей Воронянского.
Версия жителей: «У нас повсеместно так «облагораживают» деревья»
25 июля упавшая ветка повредила стоявший на асфальте под деревом Peugeot 206. Как сообщал «Онлайнер», было разбито лобовое стекло, помяты крыша, капот, выгнуто крыло, поцарапана дверь. В конце июля хозяин рассказал журналистам, что собирается обращаться в суд. По версии ЖЭСа, машина была разбита несильно, преимущественно поцарапана.
Об обрезке сообщили порталу недовольные местные жители: «У нас во дворах повсеместно так «облагораживают» деревья», — возмущена живущая рядом Анастасия. Обычно, по её словам, обрезают липы, тополя, ясени, но не так сильно, как это дерево.
«Мы много раз подходили, а люди отвечают: “Нам приказали, нам надо деньги зарабатывать”», — говорит она.
- Смотрите видео по ссылке.
Версия ЖЭСа: «Через пару дней рухнула бы основная крона»
За комментарием мы обратились в ЖЭС-92, занимавшийся обрезкой дерева. Там ответили: в тот день ветра оказалось достаточно, чтобы отломать большую ветку, причём плеча приложенной силы хватило, чтобы ствол лопнул посредине.
Комиссия, по словам сотрудников ЖЭСа, выехала к дереву в тот же день, когда пострадала машина. Обследование проходило с 9 до 11 утра в присутствии сотрудников УП «Зеленстрой Октябрьского района».
Итогом работы комиссии стало заключение об аварийном состоянии дерева, датированное 27.07.2015 года. Согласно документу, причиной признания его аварийным, кроме расщепления ствола, стала стволовая гниль, которая до повреждения находилась внутри. Было принято решение об удалении, в соответствии с которым на прошлой неделе дуб обрезали, а на этой — срезали остатки ствола.
«Был ли шанс оставить дерево?» — спросили мы у директора Андрея Юркевича.
«Никаких вариантов, через пару дней рухнула бы и основная крона, — ответил он. И немного погодя добавил: — Если ваша цель — показательное распятие директора, то всё законно… ЖЭС — такая структура, где невозможно спилить дерево без бумажки. Вот подписи… — показывает документ Андрей Геннадьевич.: — Мы же единственный ЖЭС в районе, где количество обращений граждан снижается, а не растёт: у нас за первое полугодие 2015 года всего 30 обращений, а за аналогичный период прошлого — 119».
«Городской Лесничий»: «Рядом с возрастным деревом может оказаться что угодно»
Дуб на Могилёвской входил в число самых красивых и редких деревьев, по версии Института экспериментальной ботаники. Всего таких в Минске 310, вне парков и скверов — 26 (инфографику можно посмотреть здесь).
Список был передан Институтом в Минский комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды, чтобы тот в свою очередь стал инициатором придания особого статуса подобным деревьям.
По словам Игоря Корзуна, координатора кампании «Городской Лесничий», такая мера нужна, чтобы хоть как-то выделить подобные деревья. Она не застрахует их от повреждений, но будет шанс, что под ними не разместят автостоянки или что-то ещё.
Специальных регламентов обращения с возрастными деревьями нет, а обеспечивать насаждению особый уход, по мнению Игоря, чиновники не очень-то хотят: лишняя ответственность, да и нет специалистов.
«Если такое дерево существует в городе, с ним рядом может оказаться что угодно», — говорит координатор кампании «Городской Лесничий». Ведь если бы люди не считали этот дуб обычным деревом, подобной ситуации удалось бы избежать.
Альтернативой, по его словам, может быть символическое ограждение дерева и табличка с обозначением его возраста. На вопрос, слышали ли о таком, в ЖЭС-92 отрицательно покачали головой и сказали, что для них это новость.
В УП «Зеленстрой Октябрьского района» пояснили, что в районе нет ни одного дерева, которое имело бы особый статус.