13.09.2017 / 11:09

Появится ли в Гатово ещё один загрязняющий завод – зависит не только от выбросов, но и от культуры эксплуатации систем очистки.

В пресс-туре для журналистов 12 сентября представители ОАО «БелГипс» показали систему инфильтрации воды, но не смогли почти ничего рассказать об обсуждении с жителями отчёта об оценке воздействия завода на окружающую среду.

 

Завод в Гатово запустят к лету 2018 года

Производство гипсокартона в Беларуси обновляется: прошёл модернизацию завод на Козлова 3, а следом строится новый завод вблизи посёлка Гатово. Инвесторы – российский производитель строиматериалов «Волма» и немецкий «Knauf» – выделили около 60 миллионов евро.

В 2014 Александр Лукашенко подписал указ №34, согласно которому он разрешил продажу 99,5% акций госпредприятия. Их стоимость составила 5,27 млн долларов. Первый пусковой комплекс для производства сухих строительных смесей сдадут уже в октябре. Вся сумма инвестиций должна быть освоена к июню 2018 года.

 

Инвестор вкладывается в вынос за МКАД

Инвестор оказался важным для государства, потому что фактически профинансирует вынос предприятия за черту Минска. «БелГипс» – одно из 36 предприятий, вынос которых за черту города Минска предусмотрен регламентами генплана.

Вынос нужен, чтобы добавить городу «столичности», освободить неэффективно используемые территории и к тому же сделать город чище. Снизить выбросы от стационарных источников хотят, отобрав для выноса предприятия со слишком большим размером базовой санитарно-защитной зоны.

Пикантности добавляет то, что средств на вынос у предприятий, как правило, нет – многие убыточны. Сам вынос фактически обозначает новое строительство взамен устаревших корпусов и оборудования в черте города. Таким образом, инвесторы для реализации планов необходимы, и финансирование выноса ложится на хрупкие плечи иностранных инвесторов и отчасти – бюджета.

 

Предприятие окупится за 8,5 лет

В Гатово предприятие может развернуться: с запуском нового корпуса объём производства вырастет. В первый год он составит 24 млн м кв гипсокартонных листов, потом около 30. Это втрое больше существующих мощностей.

«Мы уже готовим рынки», – сказал 12 сентября директор предприятия «Белгипс» Станислав Бабицкий.

Предприятие уже сейчас продаёт продукцию в Украину и страны Прибалтики, заключило инвестдоговора с Россей, мечтает о Польше и остальном ЕС. Это принесёт Беларуси всегда желанную прибыль от экспорта:

«Надо буквально вгрызаться в европейский рынок, который является наиболее платежеспособным и технологичным», - отметил президент на совещании в июле.

Себестоимость продукта собираются снизить за счёт экономии топливно-энергетических ресурсов (сейчас это газ). По словам директора, возможно, в будущем появится энергия из альтернативных источников и система рекуперации, но пока это совсем не решенный вопрос.

Срок окупаемости предприятия – 8,5 лет, предполагаемая рентабельность – 15%.

 

«Мы не используем запрещённые вещества»

Предприятия по изготовлению гипсокартона и других изделий из гипса способны загрязнять окружающую среду – они работают не только с гипсом как таковым. Экологические требования описаны в стандарте (скачать) для производства гипсокартонных и гипсоволокнистых листов от российского некоммерческого объединения «Экологический союз».

Избегать следует тяжёлых металлов, таких как мышьяк, свинец, ртуть. На некоторых стадиях производства, а также при обезжиривании или очистке могут быть использованы соединения бисфенола А и флататы. Именно их опасаются потребители, избегая некачественных изделий в быту. Возможны также фенол, формальдегид и прочие.

Есть ли они на производстве?

«Мы не используем запрещённые вещества, точно вам могу сказать», – уверен директор и предложил пообщаться с инженерами, которые присутствуют тут же, на площадке.

 

Помогут ли технологии стать предприятию чище?

До реконструкции в 2014 году «БелГипс» в БелНИЦ «Экология» его относили к предприятиям с высокими объемами выбросов в атмосферу (443,5 т/год) наряду с ОАО «Белорусские обои», УП «Минский авиаремонтный завод» и ОАО «Минская птицефабрика им. Крупской».

О существовании и уменьшении выбросов говорили и в 2003 году, когда обсуждалась покупка предприятия Knauf’ом. Шла речь о снижении выбросов на 20% и количества потребляемой энергии – на 50%.

В нашем случае важно, что новый завод будет производить гораздо больше продукции, чем старый. Каково будет влияние нового предприятия – сказать сложно. Возможно, объём производства компенсируют современные технологии: завод позаимствует их у финнов, немцев и турков.

 

Был ли ОВОС?

Сам завод позиционирует себя как предприятие, разделяющее «зелёные» ценности. «Продукция ОАО «Белгипс» – продукция для потребителей, ратующих за «зеленое» строительство», – сообщает сайт. Многие также видели установленные по Минску зелёные контейнеры для сбора макулатуры.

Но адекватно оценить опасность или безопасность завода можно только на основании отчёта об ОВОС. В документе должны быть указаны перечень и объемы  загрязняющих веществ, характер выбросов, информация о влиянии на окружающую среду.

Документ не удалось найти на сайте ни Минского райисполкома, ни облисполкома, ни даже Мингорисполкома, куда заглянули на всякий случай. Во время пресс-тура 12 сентября руководитель предприятия не смог вспомнить никаких деталей, касающихся обсуждения ОВОС с жителями близлежащих территорий, которых коснётся работа предприятия.

«Я смогу вам предоставить информацию. Нашим проектировщиком выступает «Белпромпроект» – достаточно серьёзный институт. Что касается всех проектов – я не могу сказать. Но когда мы сдавали документы на подготовительном этапе для экспертизы – был ОВОС», – говорит Станислав Бабицкий и чуть позже отмечает: это будет самый современный завод на постсоветском пространстве.

 

Об очистке стоков: «зависит от культуры эксплуатации очистных сооружений»

Оптимистичными были надежды на результат перемещения заводов директора проектного института «Минскградо»: в 2009 году он говорил не только о технологиях, но и об очистных сооружениях новых предприятий.

Этой информацией на стройплощадке делятся охотно.

«Очистные сооружения состоят из отстойника и нефтеловушки. Основная грязь задерживается в отстойнике, оттуда откачивается песок. В нефтеловушке задерживаются остатки мелкой взвеси и нефтепродукты. После этого всё – и очищенная вода, и ливневая – попадает в систему [инфильтрации для ливневых стоков]», – говорит Дмитрий Станкевич, представитель компании–поставщика системы.

По его словам, компания в процессе работы не стремилась сэкономить на оборудовании для очистки. Но не только это важно:

«Будет ли вода достаточно чистая – зависит от культуры эксплуатации очистных сооружений. Если они эксплуатируются правильно, по паспорту, два раза в год – сюда будет приходить чистая вода».

В целом в стране с такой культурой не очень: как сказал Дмитрий по ссылкой на профессора Гуриновича из БНТУ, в Беларуси сбрасывается в год порядка 8 миллионов тонн недостаточно очищенной воды.

Автор:
Фотограф:
Ганна Валынец
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость