Почему бизнес боится ввязываться в отношения с чиновниками и как перебороть эту проблему обсуждали на конференции-форуме «Общий город: Стратегии управления и партнерства для устойчивых городов».
«У нас нет Министерства местного или регионального развития, который есть во всех европейских странах»
Эксперт проектов ПРООН и ЕС в области устойчивого развития Олег Сивограков говорит, что если раньше чиновники не могли и подумать о возможности сотрудничества с бизнесом, то теперь ситуация стала меняться.
«Один из первых проектов по устойчивому развитию был организован в маленьком городе Дисна и его окрестностях – сейчас там проживает 3-3,5 тыс. жителей. После того, как в городе началась активность , председателя местного горсовета вызвал в Миорский райисполком и сообщили, что с ЕС и ПРООН невозможно никакое сотрудничество. Сейчас мы видим обратную реакцию: появились активные председатели, которые принимают, поддерживают проекты в своих деревнях и городах, и процессы идут».
Однако в будущем такое сотрудничество не будет достаточно успешным, если на уровне госорганов не произойдут перемены и не появится новый орган, который будет заниматься вопросами государственно-частного партнерства, считает эксперт.
«Основной инструмент региональной политики в Беларуси – это выравнивание условий социально-экономического развития. У нас нет Министерства местного или регионального развития, который есть во всех европейских странах. У нас никто не заинтересован обсуждать эти проблемы, они чиновников не волнуют. Потому что они этим не занимаются. А кто этим занимается? Это самый верхний уровень – Администрация президента. Но так быть не может», - говорит Олег Сиваграков.
Директор Центра исследований государственного управления Олег Ефремов также считает, что в Беларуси назрела необходимо создания специального органа, который будет курировать вопросы регионального развития.
«Подобная практика есть практически во всех странах – должна быть институция, которая бы отвечала именно за развитие территорий и взаимодействие с местными органами власти и местными самоуправлениями. Есть, над чем подумать и нам».
По словам Олега Ефремова, у общества созрел запрос на внедрение новых и современных подходов в управлении городов.
«Существующая практика выравнивания социального и экономического уровней возможна и оправдана, не надо забывать, что у нас есть территории, которые подверглись воздействию чернобыльской аварии. И за ними тоже необходимо следить, чтобы они не превратились в заповедник. Там же ведь тоже живут люди. И во многом благодаря тому, что идет перераспределение расходов между регионами, там реализуются значительные проекты, потому что, к сожалению, после ущерба, который им был нанесен, самостоятельно развиваться этим регионам достаточно сложно».
«У меня была возможность пересечься с председателями Советов депутатов как раз из двух районов Могилевской области, которые прилегают к Чернобыльской зоне. И это действительно креативные управленцы, которые болеют своим делом и проводят большую работу по развитию регионов».
Эксперт отмечает, что в других странах мира так же есть практика поддержки проблемных регионов, которым местные власти помогают развиваться и решать как социальные, таки экологические проблемы.
«Каждая вырубка дерева вызывает чуть ли не скандал»
Координатор общественной кампании «Генплан - для минчан!» Денис Кобрусев уверен, что беларусское общество сегодня сильно изменилось и ожидает большей возможности самоуправления на местах. Управления через общественный диалог, с привлечением чиновников и бизнеса.
«Сегодня нельзя уже подходить к проблемам благоустройства территорий со старыми инструментами, надо придумывать новые. Я вижу, что сейчас такой запрос есть в Минске. Каждая вырубка дерева вызывает чуть ли не скандал. Запрос на сохранение зелени увеличивается, потому что горожане видят, что они ее теряют. Каждое уплотнение воспринимается как нонсенс. Это формирует экозапрос и показывает, что согласовать уплотнительную застройку – это очень скандальное и хлопотное дело, - говорит активист. - Мы видим, как растет количество компромиссных решений. И со временем мы должны прийти к тому уровню дебатов, к уровню дискуссии или диалога. Вопрос только в том, насколько быстро мы этот путь пройдем. И если не пройдем, то хорошо не будет никому. Потому что синергия рождается в партнерстве и свободе – без этих двух вещей никакой свободы не будет, как и бюджетных средств».
Представитель университета штата Аризона ASU Ярослав Бекиш говорит, чтоб Беларуси для решения проблем в регионах необходимо выйти к свободному рынку. А в этом ей нередко мешает… бизнес.
«Если свободный рынок придет в Беларусь, то никто из представителей бизнеса не выстоит в конкурентной борьбе. И думаю я, что вся страна не выживет, если не научится играть по рыночным условиям. Сингапур, не будучи рыночным изнутри, задействован в глобальных процессах и является игроком глобального рынка. Мы не являемся таким игроком. Беларусь живет в парничке, который поливается с двух сторон удобрениями. Но это не устойчивое развитие. Я думаю, что термин или идеология устойчивого развития – это нерабочая для Беларуси идеология. Она не рыночная, это псевдоидеология».
Единственное направление, куда, по мнению Ярослава Бекиша, сегодня страна может двигаться – это рынок.
«И если мы не можем двигаться как страна в целом, то давайте двигаться кусочками, регионами. У нас есть жизнеспособная система образования – давайте двигаться через эту сферу, давайте рассказывать про smart-city, а не устойчивое развитие тем людям, которые занимается публичным администрированием. Я думаю, что такими партизанскими методами можно приблизиться к рынку и благолепию».