15.02.2018 / 08:02

От нас ничего не зависит – распространённое мнение. Но на самом деле на природу влияют не только государства или бизнес. Даже с крупным проектом или тотальной бедностью можно справиться. Как? Об опыте «Балтийского фонда природы» рассказывает его руководитель Рустам Сагитов.

Истории Финского залива: тюлени и рыбаки

Обычные люди столетиями формируют культурный ландшафт местности, засевая луга и культивируя животных. Они же их уничтожают. Считается, что коренной житель территории не будет причинять вреда природе, потому что слишком тесно связан с ней. Но не всегда это работает именно так.

На юге Финского залива не любят тюленей: они забирают из сетей рыбаков рыбу, иногда больше половины улова, а самые молодые путаются в сетях и портят их. За всё это тюленей убивают, иногда зарубая топором. За прошлый год – более 50 животных.

Серый тюлень как вид в относительной безопасности: их уже много, хотя это звучит цинично. На Балтийском море численность растёт, хотя в России он занесён в Красную книгу. В том же списке кольчатая нерпа – исчезающий вид для акватории Финского залива с численностью не больше 100 особей.

Изучил проблему «Балтийский фонд природы»:

«В 2016 году  мы проводили исследование, чтобы узнать, в каких случаях и местах больше всего повреждают рыбы тюлени. Мы узнали, что в немалой степени это зависит от дисциплинированности рыбаков: если проверять сети вовремя, то влияние тюленей можно минимизировать. Если переставляют часто сети – повреждения тоже меньше, – объясняет Рустам Сагитов, руководитель рабочей группы. – Но если сети стоят в одном месте, а проверяют их от случая к случаю, то большой процент улова повреждается».

Рустам Сагитов. Фото – sputnik-news.ee
Рустам Сагитов. Фото – sputnik-news.ee

Исследование прошло в рамках совместного с  коалицией «Чистая Балтика» проекта, нацеленного на мирное сосуществование местного населения и природных комплексов.  Зачем, кто прочитает это исследование? Рыбаки, которым и так полагается уголовное наказание, если будет убито животное?

Всё не так просто: наказание касается следствия, а исследование говорит о причинах, на которые нужно повлиять. В будущем, как надеются участники рабочей группы, убийств тюленей станет меньше.

«Что-то изменить невозможно без поддержки местных жителей, прежде всего, нужно опираться именно на них. Давать им понять, что сделать или как себя вести, чтобы им же было хорошо», – говорит собеседник.

 

Истории Финского залива: «Нордстрим» и «Нордстрим-2»

Возможно, в ещё большей степени количество дикой природы и её качество определяет бизнес.

«Всё время независимости России Финский залив развивается фантастическими темпами, прежде всего – портовая инфраструктура: например, гигантский универсальный порт Усть-Луга, где в том числе есть промышленная инфраструктура. На севере залива идёт производство сжиженного газа, в самом  Санкт-Петербурге построили Морской Фасад», – говорит Рустам Сагитов.

Целая череда крупных проектов имеет откровенно негативные экологические последствия либо может их иметь в будущем. Например, «Нордстрим-2» –крупный проект газовых компаний с красивым названием. Это «две нитки газопровода через Балтийское море для транспортировки газа из России в ЕС», как пишут на сайте проекта.

Иллюстрация – «Газпром»
Иллюстрация – «Газпром»

Яблоком раздора между зелёной общественностью и «Нордстримом-2» является участок южного берега Финского залива в районе заказника «Кургальский». Именно через него может пройти газопровод, несмотря на то, что у заказника дважды международный природоохранный статус: в 1994 году Россия предложила сделать его Рамсарской территорией, а в 2009 году заказник стал территорией, охраняемой Хельсинкской конвенцией по защите морской среды Балтийского моря.

Международные обязательства почему-то не принимают в расчёт. Согласно внутреннему российскому законодательству эта территория имеет статус регионального комплексного заказника, но ради этих планов руководство Ленинградской области изменило положение о заказнике и разрешило строительство линейных объектов.

«Мы пытаемся этому сопротивляться. На нашей стороне Всемирный фонд дикой природы (WWF), Гринпис, коалиция «Чистая Балтика», академические институты, среди которых Институт Ботаники Академии наук, – говорит собеседник. – Все [они] категорически против такого развития событий. Мы постоянно общаемся [с руководством проекта] и предлагаем компромиссные варианты, но пока они не согласны ни на один и хотят пересечь заказник».

25 января «Северный поток-2» сообщил, что получено положительное заключение Росприроднадзора по проектной документации (которая, к слову, составляет 138 томов). ОВОС в составе документации был передан комиссии в ноябре 2017 года.

Фото – lentravel.ru
Фото – lentravel.ru

 

Для НГО главное – честность, даже если их самих обманывают

И что может сделать общественная организация со всем этим?

«Прежде всего, работать, во-вторых, быть честным, и самое главное – не подхватывать непроверенную информацию. Любой диалог со стейкхолдерами должен базироваться на абсолютно достоверных данных. А сбор таких данных и их наличие – залог того, что диалог будет успешным», – объясняет специалист.

Но при том нельзя забывать, что сами стейкхолдеры честны не всегда. На сайте проекта «Нордстрим-2» опубликован ответ на претензии экологов, да и материалы ОВОС «базируются на комплексных экологических исследованиях», как пишут на сайте проекта.

Не все согласны с этим.

«Данные экологических обследований инстинктивно подгоняются под выбор нужного маршрута. И из целого большого пакета хороших данных используют те, которые хорошо иллюстрируют безопасность их планов. Они не пользуются данными, которые говорят, что это плохо, – говорит Рустам Сагитов. – Селективность заметна, и на неё обращают внимание, не сговариваясь, совершенно разные люди. Как на национальном, так и на международном уровне».

Фото – greenpeace.org
Фото – greenpeace.org

 

Как превратить конфликт интересов в экологическую победу

Получится ли что-то изменить? Никто не знает, но надежда есть: с проектом «Нордстрим», который начали реализовывать в 2010 году, всё получилось.

«Тогда мы общались и обсуждали возможные варианты решений. В немалой степени благодаря усилиям общественных организаций удалось сместить место прокладки – проложить первую трубу севернее острова Гогланд, а не южнее, – говорит руководитель «Балтийского фонда природы». Опыт первого «Нордстрима» имел и другие положительные стороны. Россия не член конвенции Эспо, но тем не менее тогда были соблюдены абсолютно все её положения. Я считаю, что это большое достижение проекта. И в целом экологический имидж России был хорошо приподнят».

Специалисты проекта в прошлый раз помогли экологам в сборе материалов для создания заповедника на востоке Финского залива. Чтобы получить эти материалы, «Нордстрим» 4 года финансировал экспедиции по островам залива.

«К Новому Году мы получили подарок! 21 декабря Правительство России  приняло постановление о создании заповедника «Восток Финского залива», – радуется Рустам Сагитов.

Конечно, это не говорит о том, что заливу на пользу подобное строительство, но показывает, как можно сделать его с минимальным ущербом.

На внешних островах Финского залива. Фото – ria.ru
На внешних островах Финского залива. Фото – ria.ru

 

Развалился СССР – улетели гуси

И напоследок лучшая из историй с хорошим концом об устойчивом развитии.

Это история длиной в 20 лет из Олонецкого района, который расположен на севере России, в Карелии. Там находится последний компактный очаг земледелия и дальше на север это уже просто невозможно.

В прошлом веке здесь развивалось молочное животноводство, на больших полях росли многолетние травы, которые косили, запасая на зиму сено. Но развалился СССР и его плановая экономика, а с ней начали увядать и хозяйства.

«Поля стали зарастать, и карельские орнитологи обратились к нам: говорят, что-то надо делать, по весне резко сократилось количество пролётных гусей, которые останавливались подкормиться на полях перед броском на север, – говорит собеседник. – А это очень важно, ведь здесь последняя точка, где они могут накопить энергию. Когда они прилетают на место, там ещё ничего не растёт. Но уже нужно начать откладку яиц и гнездование – очень важный этап годового цикла гусей».

Фото – atis-k.narod.ru
Фото – atis-k.narod.ru

 

Уже восемь лет мы не делаем инвестиций

Вместе со Шведским фондом дикой природы (WWF) россияне решили найти хорошее хозяйство с крепким руководителем, чтобы попробовать помочь им восстановить поля и дренажную систему.

«Мы приехали в администрацию, и у нас спросили: «Ребята, у вас с головой всё в порядке? Тут полная нищета и всё разваливается… А вы гусей спасаете!» – вспоминает Рустам Сагитов. – Но потихоньку работа пошла. Совхоз «Ильинский» использовал деньги, которые выделили им шведы на распашку полей и покупку семян. Директор оказался честным человеком. На следующий год по весне он позвонил мне и говорит: «Гуси прилетели! На наше вспаханное поле!»

Мы поддерживали этих людей шаг за шагом. Очень быстро хозяйство восстановилось, возросло поголовье скота, стало больше молока, появились новые рабочие места».

Затем местных энтузиастов стали возить в Эстонию и Швецию, чтобы показать, как можно восстановить народные традиционные промыслы. Им показали, как можно организовать летний сельский туризм. А весной 2001 года, в начале мая, с помощью Всемирного фонда дикой природы (WWF) организовали фестиваль, который назвали «Олония – гусиная столица»

«Мы хотели хоть как-то развлечь людей, а они из этого сделали ежегодный фестиваль. А в 2003 году мы организовали международную конференцию специалистов по гусям из 18 или 19 стран. Представьте – в таком забытом месте! И постепенно, постепенно они перестали себя считать Богом забытым местом».

 

Фото – myrussianland.ru
Фото – myrussianland.ru

«Менталитет местного населения резко поменялся. Лет 8 мы не делаем туда никаких инвестиций, у них всё идёт само по себе, важно было только найти активных граждан и запустить это.

У них построен визит-центр, развиваются традиционные ремёсла, появились гостевые дома. Приподнялось молочное хозяйство и появилась ассоциация фермеров, они успешно продают экологически чистое мясо.

Победитель конкурса «Фермер года» предоставил свои продукты, которые приготовил шеф-повар одного дорогого ресторана, итальянец. Сначала этот шеф-повар отнёсся к идее скептично, но передумал, когда увидел продукты в багажнике машины. И у нас был небольшой фуршет, куда мы приглашали консулов Эстонии, Швеции, Финляндии, представителей экологических организаций. Там было что-то из кролика, цесарки, тыквы, капусты – всего того, что выращивает фермер».

 Фото – 123.ru
 Фото – 123.ru

 

 

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость