Сейчас действиям сотрудников зоопарка правовую оценку дают столичные правоохранители. На днях в СМИ появилась информация, что якобы директор учреждения после случившегося ударился в бега. Однако портал TUT.BY без проблем связался с Юрием Рябовым, который заверил, что продолжает работу в учреждении.
Минский зоопарк получил от московского ООО «АфроЗоо» четырёх гиеновидных собак в феврале 2015 года на срок в 1 год. Ранее от этой же компании в Минск переехали пума, зебра и несколько белых тигров (животных вернут после скандала с собаками).
Во всех договорах о временном содержании был пункт: в случае рождения приплода у животных половина детёнышей останется зоопарку, а вторая перейдёт владельцу взрослых особей. Только в случае с гиеновидными собаками «АфроЗоо» настояло, чтобы все щенки достались им — и беларусская сторона согласилась.
В Минском зоопарке рассказывают, что животные тяжело уживались вместе: за единственную самку постоянно шли драки между тремя самцами. В итоге собак периодически расселяли. В июне 2015 года самка родила щенят, но сама же их уничтожила.
— Гиеновидные собаки рожают до 12−15 щенков, но в данном случае удалось забрать одного детёныша, который из-за полученных травм скончался, — рассказывают сотрудники зоопарка.
Ближе к осени беларусская сторона обратилась к московскому владельцу за рекомендациями по дальнейшему содержанию стаи, так как не хватало отапливаемых помещений. В зоопарке утверждают, что там ничем не помогли. Ближе к Новому году самка родила ещё раз.
— Сотрудники зоопарка, опасаясь, что все щенки будут съедены, приняли решение забрать часть приплода для искусственного вскармливания. Выжили 7 щенков. Они были ослаблены, их пришлось долгое время искусственно поддерживать и вести борьбу за их жизни, — вспоминают в Минске. Говорят, сотрудники не спали ночами, чтобы каждые два часа кормить детёнышей, причем дорогостоящим молоком.
И животные выжили. Но сообщать о щенках владельцу взрослых особей Минский зоопарк не спешил (хотя по договору на это отводилось 5 дней). Объясняют, что не знали — выживут щенки или нет, надеялись за свои усилия договориться потом с москвичами, получить хоть часть приплода.
В феврале 2016 года договор на временное содержание четырёх взрослых гиеновидных собак закончился. Минский зоопарк хотел продлить договор на год с условием оставить себе половину потенциального приплода в будущем. Но владелец категорически отказался. После, говорят в зоопарке, московская фирма в официальном письме обвинила их в плохом содержании животных и гибели по этой причине первого приплода, на основании чего требовала компенсацию убытков за упущенную коммерческую выгоду.
— Опасаясь, что москвичи, узнав о втором приплоде, потребуют не только возврата щенков, но и компенсацию за несвоевременное предоставление информации, мы решили пока не сообщать им о щенках, — теперь рассказывают в минском учреждении.
Когда закончился срок содержания взрослых гиеновидных собак, их отвезли на новое место жительства — в Казань. А тем временем зоопарк начал искать способы узаконить 7 диких животных. Правда, выбирали для этого сомнительные методы — например, купить взрослую пару, дождаться приплода и присоединить к нему «старых» щенков. Для этого даже обращались в питомники по разведению диких животных в Африке и Франции. Пытались выяснить цену на взрослую особь, в договоре с «АфроЗоо» это прописано не было, утверждают в зоопарке. Говорят, что реальная стоимость оказалась в пределах 500−600 долларов за одно животное, а не 12 тысяч долларов, как указали представители «АфроЗоо» в своём заявлении в милицию.
— В любом случае щенков гиеновидных собак мы хотели оставить себе для экспозиции в составе коллекции зоопарка. <…> Всё это время щенков мы не скрывали. Они находились на территории Минского зоопарка, их часто выпускали в экспозиционный вольер, — отмечают в учреждении.
В начале этого года по фотографиям из соцсетей от посетителей зоопарка руководство московской фирмы узнало, что в Минске откуда-то взялись 7 гиеновидных собак. В зоопарке сетуют, что московская фирма не обратилась напрямую к ним за разъяснениями, «тем самым проигнорировав досудебный порядок решения споров». Они якобы слышали в свой адрес незаслуженные обвинения в желании усыпить редких животных.
— В июне этого года произошло несколько непонятных случаев гибели и попыток отравления животных. В частности, умерла от отравления ядом одна из двух полосатых гиен, содержащаяся в том же вольере, где до этого жили гиеновидные собаки. Был обнаружен крысиный яд в вольере с самками белых тигров, принадлежащих фирме «АфроЗоо». Испугавшись за жизнь и здоровье щенков, мы решили на время вывезти их с нашей территории. Предполагалось передержать их 2−3 недели, оформить за это время официальные документы и вернуть животных назад.
В итоге собаки переехали в деревню Стригово (Кобринский район, Брестская область), где жил знакомый директора Минского зоопарка Юрия Рябова. Все эти дни за животными ухаживала супруга руководителя, по совместительству зоотехник учреждения.
Но вскоре туда нагрянула милиция — перед этим «АфроЗоо» обратилось в милицию с заявлением о возможном хищении щенков.
В итоге собак вернули в прежний вольер в Минском зоопарке. Временно. Сотрудники учреждения говорят, что животные чувствуют себя отлично и поставлены на карантин для дальнейшей передачи «АфроЗоо».
Сейчас Заводское РУВД Минска проводит проверку по этому случаю. Если подозрения подтвердятся, речь может идти о возбуждении уголовного дела, связанного с действиями должностных лиц.
Источник, близко знакомый с ситуацией, рассказал порталу, что история может оказаться «более темной, чем кажется на первый взгляд». Основное, что вызывает вопросы, — действительно ли вывоз животных был связан со случаем отравления в зоопарке. А если это так, то почему озаботились здоровьем только гиеновидных собак (а не других обитателей), и то — через 2 месяца.
В Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды журналистам рассказали: информация о том, что в зоопарке содержатся 7 гиеновидных собак, которых хотят вывезти с территории, поступила 24 июля. На место выезжали специалисты городского комитета и милиция — но собак там не оказалось, «и наличие их сотрудники отрицали». Нашли четвероногих под Кобрином уже в ходе оперативно-разыскных мероприятий.
Гиеновидные собаки не относятся к краснокнижным, а также к Конвенции СИТЕС (Международной конвенции о торговле дикими видами фауны и флоры, находящимися на грани исчезновения). По нашему законодательству, этот вид не является охраняемым. При рождении специально их регистрировать не нужно.