Согласно правкам президента, часть рынка «Лебяжий» отдадут под жилую застройку, под нее же пустят кусок ландшафтно-рекреационной зоны заказника.
«Изменить границу ландшафтно-рекреационной зоны (тип зоны – ЛРпр, общий код по зонам г. Минска – 219) по ул. Тимирязева – ул. Ратомской, исключив из ее состава земельный участок площадью 3,45 га. Включить данный земельный участок в состав зоны», - говорится в указе президента.
Как прокомментировал указ президента TUT.by главный архитектор Минска Павел Лучинович, на земле, выведенной из ландшафтно-рекреационной зоны, будут размещаться спортивные площадки школы и детского сада, а также стадион.
«Этот участок особенный и требует к себе правильного отношения из-за соседства с заказником «Лебяжий». Поэтому строительство жилья тут предполагается только малоэтажное, не более пяти жилых этажей», — заверил Павел Лучинович.
Кто конкретно из столичных застройщиков будет заниматься проектированием и строительством, станет известно после аукциона.
В утвержденном ранее генплане Минска земли, на которых расположены рынок «Лебяжий» и продовощной рынки, уже были обозначены как «зона жилой смешанной многоквартирной застройки». Изначально на этой территории рынок не планировался.
Корректировка генплана – не новость, и происходит в Минске регулярно, говорит Денис Кобрусев, координатор общественной кампании «Генплан – для минчан!».
«Иногда указом президента из ландшафтно-рекреационных выводятся земли для строительства (например, здание Верховного суда напротив Дворца Независимости), иногда – их статус меняют постфактум, когда стройка уже идет».
Сам генплан утверждается указом президента. Соответственно все изменения, которые происходят с Генпланом, - это изменения и дополнения в сам указ. И это вызывает критику со стороны экспертов.
«Глава государства вряд ли разбирается во всех нюансах градостроительства и, скорее всего, просто подписывает бумаги, указы и предложения, которые готовятся в его администрации. А сама Администрация, скорее всего, готовит эти документы в результате лоббирования различных органов, структур, бизнеса».
По мнению Дениса Кобрусева, президент и его администрация «не должны в принципе заниматься такими вопросами».
«Лишь в исключительных случаях, когда других возможностей изменить генплан не представляется, а изменения очень нужны, - говорит активист. - Сейчас же мы видим иную картину: это стало банальностью, когда глава государства является субъектом градостроительной политики, каждый год подписывая указы, которые корректируют генплан. Эта практика девальвирует Генплан, а также понятие общественного обсуждения».
На практике выходит, что с гражданами обсуждают один проект указа, а после безо всяких обсуждений другим указом узакониваются урезания ландшафтно-рекреационных зон, изменение других важных параметров, обозначенных в генплане.
«Если уже меняется план, то должно проводиться обсуждение проектов подобных указов. Но, чаще всего, они появляются только в специальных базах, которые большинство людей не читает», - убежден Денис Кобрусев.
Активист общественной кампании «Генплан – для минчан!» подчеркивает, что большинство строек, которые вызывают недоумения у минчан, вызваны именно указами президента.
«Идеальная практика, когда все градостроительные проекты утверждаются местными органами власти – советами депутатов. Если бы их генплан Минск утверждали депутаты, они должны были бы опираться на интересы избирателей. То есть теоретически депутаты не должны голосовать за те решения, которые не будут поддержаны их избирателями. Потому что в противном случае это может привести их к непереизбранию», - говорит Денис Кобрусев.
Понятно, что в таком случае изменения генпланов происходили бы гораздо реже и были бы более публичными, поскольку бы выносились на сессии горсоветов. А это значит, что у людей было бы больше возможностей повлиять на градостроительные планы.