Началось с бездомных животных
Павел Ноздря в Мозыре известен многим. Он всегда отличался неравнодушием, активной позицией по любому общественно важному вопросу. В последнее время его имя чаще всего звучит в связи с зелёным движением.
– Любая активная деятельность по защите прав людей, рано или поздно выйдет и на защиту окружающей среды. Ведь право на здоровую окружающую среду – одно из основополагающих прав человека. Я занимался правозащитной деятельностью и в 2008 году столкнулся с проблемой бездомных животных. В Мозыре из-за отсутствия пункта временного содержания собак просто убивали на глазах у местных жителей. Совместно с руководителем мозырского общества защиты животных Кристиной Пузан мы обращались к местным коммунальным службам и властям с требованиями создать в Мозыре нормальный приют для содержания бездомных собак. По моему обращению в Гомельский облисполком в Мозыре открыли пункт временного содержания безнадзорных животных. Однако в нём животные мучились в продуваемых общих клетках и сараях. Приют тогда так и не создали, но пункт временного содержания животных благоустроили, условия улучшили.
Уже позже, в 2010 году, я инициировал создание общества «Зоозащита» и вплотную занялся защитой животных.
Мы старались работать предметно. К примеру, добились запрета отстрела безнадзорных животных. Наши совместные с минскими коллегами настойчивые требования прекратить использование препарата «Дитилин В», которым стреляли в собак, также принесли успех. Департамент ветеринарного и продовольственного надзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия Беларуси принял решение об отмене регистрации в Беларуси данного препарата.
В Мозыре по шести протоколам за жестокое обращение с животными наказали ловцов и руководителя участка по отстрелу животных.
Самое интересное, что я сам в то время работал электромонтёром в райжилкомхозе, куда входил и «отстрельный» участок. И это был хороший опыт взаимодействия с местной властью. Мне приходилось контролировать действия генерального директора и требовать отчёта о проделанной работе. Я всегда стараюсь работать через взаимодействие с государственными структурами.
В Мозырь пришёл «Зелёный дозор»
– А «Зелёный дозор» появился в Мозыре также благодаря тебе?
– Об инициативе «Зелёный дозор я узнал от нашей активистки, бывшей работницы Припятского заповедника, зоолога Инессы Болотиной. К кампании я присоединился в начале 2016 года. Сначала как волонтёр, а потом стал координатором инициативы по мозырскому району.
Пару раз были недопонимания с властями – наседали на необходимость регистрации. Но «Зелёный дозор» – это не организация, у нас нет каких-то руководителей, взносов или чего-то ещё, а инициатива, в которой люди просто участвуют, если их волнует какая-то экологическая проблема.
– Есть ли теперь понимание вашей деятельности со стороны госорганов Мозыря?
– Мы продолжаем искать пути взаимодействия с государственными структурами. На этом и базируется наша работа и те удачные кейсы, которые нам удалось решить. Начинали мы как-то сотрудничать с ГАИ по акции «Стоп хам». Распространяли листовки, подкладывая их под «дворники» припаркованных на зелёных зонах автомобилей. Многие понимали и исправлялись. А один «клиент» как-то оказался слишком упорным и принципиально целую неделю топтал колёсами траву на газоне во дворе – не доходило до него. Тогда к делу подключилась ГАИ, в которую мы письменно обратились. После штрафа такого не повторялось. Да и многие другие призадумались – в таком городе как Мозырь, информация распространяется довольно быстро и это даёт свой результат.
Успех есть тогда, когда госструктуры понимают важность проблемы
– О наиболее заметных кейсах, которые мозырские зелёные дозорные смогли осуществить, Гомельский зелёный портал много рассказывал. Какие акции ты бы хотел отметить?
– Самая первая акция – защита от распашки пойменного луга возле микрорайона «Заречный». Совместно с фондом «За чистую Припять», который возглавляет Сергей Козлов, а также местными жителями удалось отстоять половину уникального природного ландшафта в пойме Припяти. Остальную часть успели распахать и посеяли там овёс с горохом.
Наверное, самый важный, и пока ещё продолжающийся кейс – это борьба за чистый воздух. Когда люди узнали, что в Мозыре действует экологическая инициатива, к нам стали обращаться простые жители с просьбами разобраться: откуда в их районе неприятный химический запах, что за дым идёт из какой-то трубы и так далее. А когда мы обратились в соответствующие местные органы, призванные от имени государства контролировать состояние воздуха в городе и пригородах, то с удивлением узнали, что там даже не знают где можно взять информацию о состоянии воздуха в Мозыре. Тем не менее, по линии Белгидромета в Мозыре работают автоматические станции, которые передают данные своих измерений в режиме он-лайн на соответствующий сайт.
Кстати, в том случае с неприятным запахом, именно зелёные дозорные вместе с жителями ближайших улиц нашли источник этого запаха и после наших обращений и остановки работы вредного производства запах прекратился. Непонятно почему, но местная экологическая инспекция Минприроды от решения этой проблемы просто самоустранялась.
Нужно использовать возможности, предоставленные законодательством об обращениях граждан, и добиваться от госструктур выполнения их требований и устранения вреда для окружающей среды. К примеру, когда мы искали источник загрязнения воздуха, руководство ОАО «Полесьестрой» попросту проигнорировало наше обращение. Пришлось научить заместителя гендиректора этого предприятия уважать закон – чиновница была привлечена к административной ответственности.
– А как бы ты оценил общий уровень взаимодействия с государственными структурами?
– Мне кажется, тут многое зависит как от умения активистов преподнести властям проблему, так и от адекватности самих руководителей. Когда показываешь представителям власти, что проблема, которую нужно решить действительно важна, то многие начальники понимают и идут на сотрудничество. К сожалению, пока экологические гражданские инициативы Мозыря не могут найти договориться о сотрудничестве с профильной райинспекцией природных ресурсов и охраны окружающей среды. Возможно, причиной тут является то, что возглавляет структуру человек, не являющийся специалистом в области экологии.
В то же время с большинством государственных организаций у нас складываются партнёрские отношения. В райисполкоме, лесхозе, госинспекции по охране животного и растительного мира, многих предприятиях и учреждениях работают такие же мозыряне, которые хотят дышать чистым воздухом, отдыхать в чистых зелёных зонах, хотят, чтобы их дети любили природу и берегли её.
К примеру, Мозырский НПЗ после шума с состоянием его выбросов, установил собственную автоматическую станцию контроля содержания вредных веществ в атмосфере. Райжилкомхоз почти прекратил «столбовую» обрезку деревьев в городе (этой весной я зафиксировал только два случая). Тот же райжилкомхоз по моему обращению о размещении ёмкостей с песчано-солевой смесью на зелёных зонах пообещал к следующему сезону обеспечить изоляцию деревянных ящиков с солью от почвы. Убрали кучу песко-соли, сваленную в пойме Припяти, которую в начале весны обнаружили наши зелёные дозорные.
Информация об экологическом состоянии региона после нашего обращения стала регулярно публиковаться в местной «районке». Мы постоянно проводим презентации нашей инициативы, а также акции «Зробім» в Центре туризма и краеведения. Инициируем такие же презентации на факультете биологии Мозырского педагогического университета и в Полесском аграрном колледже, расположенном в соседних Калинковичах.
– А насколько весомо участие обычных горожан в «зелёной» деятельности, которую вы продвигаете в Мозыре?
– 22 апреля во время старта всемирной уборки у нас в двух точках проведения акции участвовало более сотни человек. При этом мы лишь бросили клич. Даже районные власти подключились, поддержали нас и сами активно участвовали. Да что говорить, если даже один из моих прямых начальников (Павел сейчас работает электриком в Мозырской детской больнице – прим. авт.) втянулся в нашу природоохранную деятельность и иногда сообщает мне, если где-то видит экологические безобразия!
После презентаций акции «Зробім» на карте кто-то из мозырян отметил три свалки, о которых наши активисты раньше не знали. На одну из куч мусора мы выезжали вместе со школьницей, которая к нам обратилась. Сельские жители также сообщают нам, если видят сброс в реки и канавы нечистот. И, нужно отметить, что как только мы начинаем «влезать» в ситуацию, сельхозпредприятия сразу же принимают меры, чтобы устранить нарушения. Согласитесь, это дорогого стоит!