Ранее выбросы уменьшались только в период кризисов: в начале 1980-х, в 1992 и 2009 годах. МЭА объясняет динамику 2014 года существенным снижением выбросов в развитых странах, значительным замедлением роста выбросов в Китае, а также активным развитием возобновляемых источников энергии в мире в целом, сообщает WWF.
Так как потребление нефти и газа в 2014 году выросло, отсутствие роста выбросов СО2 должно объясняться снижением потребления угля. Однако сводных мировых данных по углю еще нет. В том числе пока не подвел итоги по выбросам СО2 и по углю Китай.
В свою очередь замедление угольной энергетики в мире в целом может быть следствием снижения цен на нефть и газ, а также относительно теплой зимы во многих странах. Отмечается и растущее влияние климатической политики ряда стран и финансовых организаций, которые стали ограничивать инвестиции в угольную энергетику.
Официальные данные МЭА за 2014 год должны быть опубликованы только осенью 2016 года, однако из-за столь неожиданных предварительных выводов МЭА решил выпустить отдельный доклад в более сжатые сроки. Ожидается, что он будет представлен к 15 июня 2015 года.
«Такие данные для мира в целом говорят, что эффект от переноса энергоемких производств с большими выбросами СО2 из развитых стран в развивающиеся не столь силен, как ранее оценивалось, -— комментирует Алексей Кокорин, руководитель программы «Климат и энергетика» Всемирного фонда дикой природы (WWF). — Данные, конечно, сугубо предварительные. Вполне вероятно, что выбросы СО2 в мире будут продолжать расти еще много лет, и лишь потом начнется снижение».
По мнению WWF России, опыт 2014 года еще раз доказывает, что мировая экономика способна успешно развиваться без роста выбросов СО2. Исключение представляют только развивающиеся страны в фазе первичной индустриализации, однако этот период в каждой из них постепенно завершится.
Развитие без роста выбросов — ключевое положение нового климатического соглашения ООН на период с 2020 года, которое планируется подписать в Париже в конце 2015 года.
«В этом соглашении будут закреплены принципы глобальных действий и заданы тенденции как минимум на 15 лет вперед. В частности, это действия всех крупных стран по выбросам, поддержка наиболее уязвимых стран, активная адаптация к негативным последствиям изменений климата на международном и национальном уровнях, — рассказывает Алексей Кокорин. — Ожидается, что соглашение окажет влияние не на нефть и газ, а именно на угольную энергетику — инвестиции в эту отрасль будут все больше сокращаться, в то время как вложения в возобновляемые источники энергии неуклонно растут».
Вместе с тем, в 2014 году потребление нефти и газа выросло, и логично, что отсутствие роста выбросов СО2 должно объясняться снижением потребления угля. Китай же не подвел итоги по выбросам СО2 и по углю.
В то же время это всего лишь предварительные даные. Официальные данные МЭА за 2014 год должны быть опубликованы только осенью 2016 г. Но на волне столь позитивных предварительных итогов, МЭА планирует выпустить отдельный доклад в ближайшее время.
"Такие данные для мира в целом говорят, что эффект от переноса энергоемких производств с большими выбросами СО2 из развитых стран в развивающиеся не столь силен, как ранее оценивалось, - комментирует Алексей Кокорин, руководитель программы "Климат и энергетика" Всемирного фонда дикой природы (WWF). - Данные, конечно, сугубо предварительные. Вполне вероятно, что выбросы СО2 в мире будут продолжать расти еще много лет, и лишь потом начнется снижение".
Если предварительные данные за 2014 подтвердятся, данный факт позволит говорить о возможности развития мировой экономики без роста выбросов СО2. Исключение представляют только развивающиеся страны в фазе первичной индустриализации, однако этот период в каждой из них постепенно завершится.
Развитие без роста выбросов – ключевое положение нового климатического соглашения ООН на период с 2020 года, которое планируется подписать в Париже в конце 2015 года.
"В этом соглашении будут закреплены принципы глобальных действий и заданы тенденции как минимум на 15 лет вперед. В частности, это действия всех крупных стран по выбросам, поддержка наиболее уязвимых стран, активная адаптация к негативным последствиям изменений климата на международном и национальном уровнях, - рассказывает Алексей Кокорин. - Ожидается, что соглашение окажет влияние не на нефть и газ, а именно на угольную энергетику – инвестиции в эту отрасль будут все больше сокращаться, в то время как вложения в возобновляемые источники энергии неуклонно растут".