17.06.2016 / 12:06

Радиоактивный заказник, популярный у ягодников, имеет тревожное будущее: грунтовые воды уже 3 года ниже оптимального уровня, а на охраняемой территории протоптаны тропы и разбиты лагеря. Эти и другие проблемы обсудили власти, общественность и учёные в Столине, в 20 километрах от Ольман, 8 июня на рабочем совещании по вопросам охраны и устойчивого использования Республиканского ландшафтного заказника «Ольманские болота».

Ольманские болота — крупнейший в Европе комплекс верховых, переходных и низинных болот, который до наших дней сохранился в естественном состоянии. Часть комплекса является заказником, а часть — территорией Столинского лесхоза.

 

Заказник может быть нацпарком, но этого не произойдёт

Биоразнообразие заказника огромно. Здесь проживают все виды рептилий Беларуси, более 60% видов амфибий и птиц, много краснокнижников и 22 глобально угрожаемых вида птиц. Как считают учёные, некоторым популярным особо охраняемым природным территориям (ООПТ) до него далеко, а уникальность позволяет признать Ольманы нацпарком как по национальным, так и по международным стандартам.

О повышении охранного статуса думают в Брестском ПЛХО, обсуждали его и при написании Госпрограммы по развитию системы ООПТ. Но Ольманы остаются скорее глушью, чем центром туризма, и подобный статус им не доступен.

Первая причина — финансовая.

«Заповедник подразумевает отсутствие хозяйственной деятельности», — говорит Александр Чайковский, заведующий сектором заповедного дела НПЦ НАН РБ по биоресурсам. Прибыль перестанут приносить 94 000 гектаров земли, и это заметная потеря для бюджета.

Вторая причина — противоречие интересов военных и экологов. На территории ООПТ есть военный полигон. Там, несмотря на образование заказника в 1998 году, до сих пор звучат взрывы, а осколки и неразорвавшиеся снаряды создают потенциальную опасность для гостей.

Полностью избавиться от этого сложно, а такого уровня ООПТ с неразорвавшимися снарядами — нонсенс. Таким образом, и в научной среде, и во власти об идее нацпарка вспоминают, но скептично.

 

Мозаичность усложняет охрану

И всё же к 2019 году планируется преобразование заказника. В рамках госпрограммы границы актуализируют, скорректируют охранные режимы и уточнят прочую информацию.

Многие участки требуют специфической охраны, но из-за мозаичности территории это труднодостижимо. Тем не менее это не невозможно: решением в НПЦ НАН по биоресурсам видят в будущем пилотное лесоустройство для установления режима охраны ценных биотопов и памятников природы на части территории района, а также работу с населением. Лесхоз или спецлесхоз?

97% Ольманских болот находится в составе Полесского лесхоза. Его директор Алексей Маринич считает, что нужно изменить статус учреждения, к примеру, на спецлесхоз. Это увеличило бы финансирование, потому что условия по сравнению с другими лесхозами у Полесского неравные:

«Наш лесхоз очень трудный, одни болота. Мы проводим такую же хозяйственную деятельность, как другие, но нас нельзя равнять, — говорит директор. Посадив лесные культуры, лесхоз вполне может найти их повреждёнными от разрывов снарядов, и это лишь одна из сложностей. — Все знают проблемы нашего лесхоза: и граница, и сбор клюквы, и пожары».

 

Пожары

Эту проблему единогласно назвали первоочередной. Уже три года реки почти не выходят из берегов, а грунтовые воды пролегают чрезвычайно низко. Если раньше вода могла остановить огонь, то теперь он свободно распространяется и вширь, и вглубь.

Сухие осока и тростник вспыхивают мгновенно, потом может загореться торф. Если горит полигон, вдобавок разрываются снаряды. Только в прошлом году на болотах было более 30 очагов пожаров и сгорело 700 гектаров леса.

Дорог, чтобы доехать и потушить пожары, нет, сетует Александр Матюшевский, первый заместитель гендиректора и главный лесничий Брестского ГПЛХО. Нет противопожарных барьеров на границе с Украиной, радио- и телефонной связи, подходящей техники.

Решения от пожарных и пограничников

Пожарные лоббируют проведение противопожарных мероприятий, но с оглядкой на экологов: и те, и другие вынуждены выбирать меньшее из зол. Вероятно, вдоль границы появится противопожарная полоса, чтобы пожары не приходили из соседней страны.

Уже построена дорога до границы с Украиной (до КПП «Теребличи»), которая стоила около 42 миллиардов беларусских рублей. Ещё одна проектируется, в планах третья. Дороги узкие, для одной машины и с карманами для разъезда.

Планируется регулирование поступления воды: на пожароопасный период её можно задерживать из подземных речек и использовать как ресурс для тушения огня.

 

Экологи не видели ОВОС и боятся за гидрорежим

«Но если суммировать все мероприятия, которые планируются — строительство дорог, рытьё каналов, они нанесут неисправимо больший ущерб», — считает научный координатор проекта ПРООН/ГЭФ по управлению торфяниками Александр Козулин.

 

Страна болот

Он предлагает тушить пожары на минеральных островах и не трогать болото, большой пожар на котором ликвидировать почти невозможно. Выходом учёный также видит использование зимних палов и ранее обнаружение очагов возгорания за счёт хорошего парка мобильной техники, например дронов.

Валерий Домбровский из НПЦ подтвердил: водотоки нельзя перекрывать дорогами и дамбами. А Инесса Болотина из Товарищества «Зелёная сеть» уточнила: «Дороги, как правило, нарушают гидрологический режим, как бы ни положили трубы. Появляются новые локальные территории затопления, застоя воды и подсушки», — сказала она и поинтересовалась ОВОСом дорог.

Юрист ОО «Экодом» Григорий Фёдоров присоединился к такому мнению и отметил: организация изучит отчёт для этой малоисследованной территории. Ведь документ, по словам представителя областного комитета природных ресурсов, был разработан и обсуждён с общественностью.

 

Дороги привлекут туристов, но увеличат антропогенную нагрузку

За счёт дорог можно не только эффективно тушить лес, но и, по мнению председателя Столинского райисполкома, зарабатывать на экотуризме. Так Григорий Протосовицкий надеется избежать диких стоянок туристов и уменьшить их непосредственный контакт с охраняемой территорией. Но само количество туристов председатель стремится увеличить, в том числе через развитие туристической инфраструктуры.

Хотя, по словам присутствовавших специалистов, не всё так однозначно: карта очагов возгорания совпадает с наиболее посещаемыми местами.

Управляемые палы

Выжигание сухой растительности в зимний период (управляемые палы) приветствуют в НПЦ НАН, но, по мнению ОО «Багна», эта мера относится к активному управлению, которое не является благоприятной тенденцией для ООПТ.

Как считают в Минлесхозе, стоит определиться с конкретными площадками для этой меры, учитывая уровень радиационного загрязнения и наличие в почвах боеприпасов.

Обсуждаемая во время встречи проблематика вышла далеко за пределы Плана управления, который у Ольманских болот появился в 2014 году. Надеемся, она станет почвой для новых международных проектов.

Источник:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость