17.07.2015 / 14:07

Патетические ахи-вздохи, мол, какая у нас чистая страна, к сожалению, заканчиваются там, где начинается любой водоём или лес. Как выясняется, вооруженная метёлками и граблями рать коммунальщиков и зеленстроевцев бессильна перед ордой «культурно» отдыхающих на природе молодцев и вечно озабоченных вопросами полива и прополки дачников.

Вместе с экологами Onliner.by проехался по зонам отдыха, а также уединённым лесным уголкам и убедился: не так чистоплотен среднестатистический беларус, как исполнительны и старательны специально обученные, а то и просто неравнодушные люди.

В считанных километрах от Минска находится большой лесной массив, скрывающий в своих недрах заброшенные пионерские лагеря, старые министерские дачи, фазенды обычных людей и деревни. Шикарный хвойный лес, в тени которого коротали свои летние смены несколько поколений октябрят и пионеров, сейчас даже при незначительном углублении напоминает свалку. Строительный мусор, предметы интерьера советских времен, неказистая бытовая техника и несчетное количество пластиковых бутылок от напитков всех мастей и крепости…

Тревогу начали бить жители одной из деревень: лес возле Юхновки превратился в прямом смысле слова в помойку. Почти каждая лесная дорога, позволяющая свободно двигаться автомобилю, оканчивалась поляной, загаженной мусором. Дошло до того, что под кроны елей и сосен начали привозить туши животных.

— Ходить через лес стало просто невозможно, — рассказывает местная жительница Наталья. Энергичная женщина одной из первых вышла на тропу войны с теми, кто мусорит, и успела лично погонять нескольких нарушителей санитарного состояния леса.

— В прошлом году поймали с поличным одного из жителей Юхновки. Он у себя в гараже организовал ремонт машин, а все ненужное добро решил вывезти в лес — нам под нос. Загрузился под завязку и поехал в чащу. Благо вовремя заметили и заставили все увезти с собой обратно. Но далеко не факт, что на следующий день он не повторил все то же самое, только в другом месте, — переживает Наталья.

Сознательные жильцы ближайшей деревни прошлым летом даже устраивали субботник: стало противно ходить по дороге, которая с двух сторон заставлена мешками с разнокалиберным и дурно пахнущим мусором. А после того как хорошенько убрали, начали приглядывать за всеми, кто появляется на приведенных в относительный порядок территориях.

— Раньше ходить за ягодами было одно удовольствие, а теперь что? Кучи мусора повсюду. Природа здесь неописуемая: такие леса и виды… Но все это превращается в свалку. А вдобавок к местным «мусорщикам» еще и пейнтболисты из города заезжают и каждый раз после себя не только шарики оставляют, но и горы бутылок и пластиковых тарелок.

И ведь мусор здесь выбрасывают абсолютно разные люди. Приезжает как-то взрослый мужчина на здоровенном красивом джипе и давай выгружаться. Я бегом за ним, говорю: что ж вы делаете? А он сел в машину и удрал. В другой раз смотрю: мужичок на мотоблоке едет. Мусором нагружен полностью, а поверх мешков и пакетов еще и два дивана. Понимаю, что что-то не так. Разворачиваю машину, говорю: «Здрасьте, а вы куда?» — «Я к себе домой, в Колодищи». — «Я вас провожу». Потратила минут 40, но добилась, чтобы он с этим барахлом поехал действительно в Колодищи, а не в наш лес. Боже, что он только за время нашей поездки мне не показывал на пальцах и не кричал, — смеется несгибаемая в своей правоте Наталья. — А я невозмутимо ехала, пока он бесился: «Тебе что, больше всех надо? Посмотри, что тут делается, а ты меня выгоняешь».

— Ещё одна недавняя находка — сгнившие туши каких-то животных, скорее всего свиней. Лежали на полянке, воняли на всю округу. Кто их привез, непонятно. Вероятно, на частном подворье что-то случилось, вот и избавились от ненужного, — делится наболевшим женщина.

Правда, отыскать те самые зловонные туши нам так и не удалось: неприятная находка вынудила Наталью вместе с дочерьми писать во все инстанции. На послания отреагировали: приехали представители разных ведомств и навели порядок ровно в тех местах, которые указала Наталья. Остальные кучи мусора остались там же, где и были.

— Нам хотя бы несколько камер сюда — все бы прекратилось, — мечтательно произносит Наталья. — Попадешь один раз на запись, заплатишь штраф — и все, больше не захочется. Не понимаю, почему жители Дубровки и Юхновки не могут решить вопрос с вывозом мусора. У нас два раза в неделю приезжает трактор и все забирает, платим за это копейки — 30—40 тыс.

Праведный гнев Натальи разделяют и экологи. Отправившиеся в лесную чащу руководитель Программы по отходам и химической безопасности Центра экологических решений Евгений Лобанов и event-менеджер товарищества «Зеленая сеть» Аня Дапшевичюте перевидали и перетрогали столько мусора, что залежами возле Юхновки их не удивить.

— Основная часть мусора — это упаковка. А вот органика встречается гораздо реже, это скорее исключение. За такие свалки полагается большой штраф, поэтому люди, а уж тем более крупные производства, предпочитают не рисковать. Зато пластиковых бутылок, тарелок, стаканчиков и стекла в лесах и на прибрежной территории огромное количество. При этом в жаркую погоду стекло может сработать еще и как линза и стать причиной пожара, — объясняет Евгений Лобанов.

— Стройматериалы в лес тоже отвозят. Но это по большей части касается жителей ближайших деревень и садовых товариществ, которым так проще. Горожане всё-таки отправляют строительный мусор на специальные полигоны. Для Минска это «Прудище» возле Чижовки. На определённом расстоянии от небольших населённых пунктов, как правило, расположены мини-полигоны. Но вот отвезти мусор туда или в ближайший лес или карьер — вопрос сознательности. А она у наших людей пока не очень велика.

По наблюдениям экологов, больше всего в лесу и на прибрежных территориях мусорят любители пикников и дачники. Первые — из-за недостатка культуры, вторые — из-за зачастую нерешённой проблемы вывоза мусора. А вот те, кто в сезон выбираются по грибы и ягоды, к лесу относятся очень бережно.

Оставленный после себя мусор — хороший индикатор отношения людей не только к природе, но и к самим себе. Беглый осмотр мест, где собираются любители шашлыка, показывает, что пьют вырвавшиеся в лес граждане в основном недорогое отечественное пиво в больших упаковках, закусывают маринованным на производстве мясом и крабовыми палочками. Ни одной бутылки из-под дорогого алкоголя нам найти так и не удалось, а вот пивными «полторашками» и «двухлитровиками» поляны были просто усеяны.

— Зато в прошлом году, когда Coca-Cola начала выпускать именные этикетки, мы во время уборки мест отдыха точно знали, что вон ту кучу оставил Вася, а здесь отметилась крепкая семья, — вспоминает Аня.

— Молодёжь ко многим вещам сейчас относится потребительски: приехал, отдохнул, и больше ничего не интересует, — продолжает разговор Евгений Лобанов. — Но ведь нельзя пенять на городские службы: «это они должны убирать». Наша обязанность — не мусорить. И выбрасывать в леса или реки старые холодильники, диваны, автомобили — это далеко не норма. Начинать надо в первую очередь с себя. Даже если поблизости нет контейнера, забрать мусор с собой, особенно будучи на машине, не составляет никакого труда. Но у большинства людей нет ни инициативы, ни гражданской позиции.

— Если в лесу образуются кучи пластика, то, во-первых, страдает эстетическая сторона: лес перестаёт восприниматься как рекреационная зона и ассоциируется со свалкой. Людям просто неприятно в нём находиться, — рассуждает координатор товарищества «Зеленая сеть» Ярослав Бекиш

— Второе — повышается пожароопасность: увы, свалки имеют свойство гореть. Третье — отходы, понятно, никто не сортирует, поэтому вместе с пластиком выкидывают и органику, а от этого страдают уже животные, которые привыкают «пастись» на свалках. Те же ежи и птицы отучаются от естественных способов добычи пищи. Плюс ко всему животные съедают и пластик, который потом их медленно убивает. Желудки лесных зверей нередко просто переполнены пластиком. Понятно, что это мучительная смерть.

Есть и другие проблемы, в частности возможное загрязнение верхнего слоя почвы и грунтовых вод. Это уже касается более серьёзных видов отходов: батарейки или ртутьсодержащие лампы и градусники, медицинские отходы, технические и прочее. Если неподалеку находится колодец или озеро, то люди потом могут удивляться, откуда проблемы со здоровьем или почему рыба в водоёме гибнет.

Самое конструктивное, на мой взгляд, — это заключение договоров по централизованному вывозу отходов из малых населенных пунктов и дачных кооперативов. Но есть камень преткновения: пока население не обязали делать это законодательно, люди решают этот вопрос на свое усмотрение. А как мы знаем, когда дело касается денег, далеко не все соглашаются платить даже за необходимые услуги.

 

Автор:
Фотограф:
Максим Тарналицкий
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость