Фото носит иллюстративный характер
«Гнездо было на фонарном столбе, — рассказывает Евгения, подобравшая птенца. — Там сгорел кабель, который находился под напряжением. Мы вызвали аварийную службу, они сказали, что дождь сейчас всё зальёт. Но не залил».
Аист-мама сидела на гнезде до последнего, потом малыши выпали на землю. Один из них умер, а второй удачно приземлился в кусты малины. Люди его подобрали, посадили в коробку и поставили на невысокую плоскую крышу, как посоветовали орнитологи.
Самка в это время была на крыше дома, кричала, щёлкала клювом, но не спустилась. Через двое суток она улетела, а люди остались с птенцом.
Детёныша разместили в коробке в гараже, и Евгения начала искать варианты. Нужно было узнать, целы ли ноги у птицы, но специального ветеринара она так и не отыскала, а обычные «не захотели разговаривать и сделали вид, что им не до нас». В общественной организации «Ахова птушак Бацькаўшчыны» ответили, что «история, конечно, интересная, но если мать не вернулась, воспитывать птенца придётся самим». Минскому зоопарку аистёнок тоже оказался не нужен.
По словам Евгении, найти поддержку было сложно, а реплики специалистов сводились к двум тезисам: «Отпустите птицу на волю. Не умеет летать? Такая её судьба».
«Надеемся, что улетит зимой в тёплые края»
Первое время малыш пах палёным и почти ничего не ел, но через пару дней начал пробовать рыбий корм. Чуть позже брал его прямо с рук и даже перестал притворяться дохлым при появлении людей.
«Мы уже привыкли к мысли, что у нас есть аист, — говорит собеседница. — Он будет жить здесь, пока не научится летать. Ну а что делать? Хотя я аистов не взлюбила: у них было сначала трое детей, одного они выкинули. Мёртвый аист под окнами — так себе история.
(Подобное происходит, потому что родители не могут выкормить всех детёнышей, в этом году — из-за засухи, как пояснили в Академии наук. — Прим. автора.)
Мы очень надеемся, что когда ему будет 65 дней, начнутся пробные полёты. Будем выпускать во двор, а что дальше — не знаем. Надеемся, что улетит зимой в тёплые края».
Со дня икс прошло уже полторы недели, и аистёнок уже пробует расправлять свои крылья и шипит на собак.
Птенцов лучше не трогать, если они не ранены
Ситуацию комментирует Александр Винчевский, директор ОО «Ахова птушак Бацькаўшчыны», он же на первых порах помог Евгении советами.
Что делать, если вы обнаружили птенца?
«Его лучше не трогать и оставить там, где нашли, — считает Винчевский. — Если птенец ранен — можно обратиться к ветеринару. Но надо иметь в виду, что по закону у нас запрещено изымать из природы любых зверей и птиц».
Если вы всё же приняли решение забрать слётка, то должны быть уверены, что без вас он погибнет, и помнить, что не всегда человек способен выходить животное. Специалисты также предупреждают: есть вероятность, что, повзрослев, птица останется с вами навсегда, а не улетит.
Если птенец не ранен, его можно осторожно поместить на ветви деревьев или кустов, чтобы не попал в зубы к бродячим собакам и кошкам. Слётка серой вороны или галки не стоит трогать, так как врановые способны защитить своё потомство самостоятельно.
По словам Александра, сезон вылета птенцов из гнезда начинается с середины мая и заканчивается в августе, и всё это время в АПБ по нескольку раз в день поступают сообщения о выпавших слётках: выпадают совята, пустельги, изредка люди находят раненых стрижей. Многолетняя проблема в Минске — попавшие в ловушки на водных системах (в бетонные сливы) утята.
Официально: животным в беде помочь можно, получив на это разрешение
Как сообщили в Минском городском комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды, работа по защите диких животных возложена на местные исполнительные и распорядительные органы. Согласно закону Республики Беларусь «О животном мире», отлов диких животных в среде их обитания физическими и юридическими лицами не может происходить без разрешений на то, выдаваемых Минприроды.
Есть и исключения, и к ним относится изъятие для помощи, если животное болеет, ранено или травмировано, если ему угрожает гибель при стихийных бедствиях. Но даже в таких случаях нужно обращаться в оперативно-дежурную службу территориального органа внутренних дел или дежурную службу районного отдела по чрезвычайным ситуациям, либо напрямую в УП «Минское лесопарковое хозяйство».
В соответствии с частью 1 статьи 15.32 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, за незаконные разрушения муравейников, гнезд, нор или других жилищ диких животных, сбор яиц, личинок и куколок муравьёв, яиц птиц или добычу диких животных, находящихся в бедственном положении, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере до 30 базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от 10 до 100, а на юридическое лицо — от 20 до 500 базовых величин.