В Прозороках храмы и красота природы
В аграрном городке Прозороки с населением более 400 человек туристов по сравнению с Мосаром немного. Но и здесь есть на что посмотреть.
— Костёл и православную церковь построили до революции. Есть могила Игната Буйницкого, основателя беларусского профессионального театра. Многое сделано для наведения порядка. Возле каждого здания общественного назначения красиво, например, высажены цветники. И местные жители не ленятся украшать свои подворья зелёными насаждениями, — рассказывает Инесса Михайловская, председатель сельсовета.
В качестве примера человека, активно занимающегося благоустройством, она привела ксёндза. Он служит в храме, 110-летие которого будут праздновать в следующем году. Костёл буквально завораживает своей красотой. На прилегающей территории высаживают кустарники, цветы. Председатель пошутила, что, по-видимому, если дело и так пойдёт дальше, со временем по красоте зелёных насаждений костёл догонит более знаменитый в Мосаре.
— Хочу, чтобы был не второй Мосар, а первые Прозороки. Но это шутка, конечно. Организованно группами, как в Мосар, в наш костёл Вознесения Пресвятой Девы Марии пока не приезжают. Но индивидуально — на авто каждый день. Ведь наша деревня возле трассы. По поводу благоустройства: если будет рядом красиво, слабо верующий, может, задумается про Бога. Но нет цели, чтобы костёл сделать туристическим местом. Ведь он всегда должен быть местом для молитвы, — рассуждает ксёндз Дмитрий.
В православной церкви Петра и Павла также активно занимаются благоустройством. Храм тоже очень красив. Его строительство завершилось в 1909 году. Кстати, настоятель храма отец Константин и матушка Татьяна показали уникальные документы дореволюционного времени. В частности, на них можно увидеть автограф Игната Буйницкого, который составил план земельного участка. Он ведь был вначале землемером: окончил Рижское землемерное училище. Интересно также, что в 1913 году Буйницкий организовал в Прозороках общество для кредитования крестьянин. Они могли получить заём под небольшой процент.
В местном детском саду-средней школе есть музей, посвящённый этому известному человеку. Школьники активно занимаются краеведческой и экологической деятельностью. Изучают историю и природу родного края.
Паломничество к роднику
В Глубоком депутатам показали памятники архитектуры, музейные экспозиции, благоустроенные территории возле водоёмов. Кстати, именно здесь, по версии Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, самое благоустроенное озеро — Кагальное. Его берега очистили от кустарников и зарослей. На них есть множество необычных скульптурных композиций. В их числе и посвящённая «дзеду-глыбачаніну» (местные его называют памятником рыбаку). А в этом году установили скульптурный объект, символизирующий семью.
Обсуждая вопросы сохранения историко-культурного наследия, спикеры отметили, что в Витебской области 949 объектов историко-культурного наследия (с учётом новых изменений, внесённых Постановлением Совета министров №607 от 2 августа 2016 года). Общее число отдельных объектов в составе комплексных ценностей — 1272. И по количеству историко-культурных ценностей Витебская область занимает второе место в республике, уступая Могилёвщине. В числе прочих и два заповедных места.
Государственный список историко-культурных ценностей может быть расширен за счёт нематериальных историко-культурных ценностей. В настоящий момент готовятся предложения по следующим объектам:
- традиционные свадебные обряды Дубровенского района;
- традиционное блюдо «Клёцки с душами» Витебской области;
- традиционный обряд «Розгары» (агрогородок Лукомль Чашникского района);
- волочёбный обряд в Бешенковичском районе;
- традиционная технология спирального плетения Городокского района;
- традиция паломничества и поклонения святому источнику в деревне Черневичи Глубокского района.
Учитывая, что содержание этой категории ценностей не требует дополнительного финансирования, со стороны Министерства культуры делается особый акцент на расширение государственного списка.
Не наказывают, значит, можно?
На заседании были озвучены проблемы. Одна из них — охранные зоны. Они особенно актуальны для памятников археологии, которые, в отличие от памятников истории и архитектуры, чаще всего подвергаются разрушению и повреждению при проведении строительных и земляных работ. Для недопущения этого именно для таких объектов необходимо устанавливать зоны охраны. В соответствии с требованием законодательства они должны быть нанесены на существующие земельно-кадастровые планы (карты) региона. Ситуация усложняется лишь тем, что такая работа может быть проведена только профессиональными археологами (ГНУ «Институт истории НАН РБ»).
Беспокоит и факт большого количества разрушенных так называемыми чёрными копателями памятников археологии. В частности, в Россонском и Шумилинском районах. Понятно, что параллельно они наносят непоправимый ущерб природе.
Но нет примеров возбуждения дел, тем более доведения их до судебного разбирательства. А ведь в УК есть статья 344. Она предусматривает ответственность за умышленные уничтожение либо повреждение историко-культурных ценностей или материальных объектов…
Не дачи, а туробъекты
Недавно Витебскую область посетил глава государства. СМИ и Витебский Зелёный портал, в частности, сообщали о том, что он дал распоряжение местным властям содействовать в создании агроусадеб, комплексов для приёма туристов.
Недавно в Глубокском районе открылся оздоровительно-туристический комплекс «Плисса». По самым скромным оценкам, на его создание потрачено порядка 22 миллионов долларов. В комплексе на берегу озера рядом с сосновым бором можно пройти курсы лечения грязями, минеральной водой. Для отдыхающих питание из экологически чистых продуктов. Во время отдыха можно поплавать на малых судах, поиграть в боулинг. Для желающих и катание на лошадях и велосипедах.
Что касается агроусадеб, Витебская область — лидер в стране по их количеству. Правда, данные разнятся. Недавно озвучено, что их более 600 в регионе. И почти половина — в Браславском районе, где и побывал Александр Лукашенко. Для сравнения, это больше, чем во всей Гомельской области.
При этом во многих районах Витебской области агроусадьбы, как говорится, можно на пальцах пересчитать. Многие из тех граждан, кто заявляют о намерении открыть усадьбу, часто не доводят дело до конца.
При этом условия для того, чтобы неплохо зарабатывать на приёме туристов, самые привлекательные. Минимум документов требуется, в частности, на подтверждение, что владелец зарегистрирован в сельской местности. Налоги — просто «фантастика»: всего-то базовая величина в год. Более того, один из банков финансирует создание усадеб по смехотворной ныне кредитной ставке. Но… Руководители сельских исполкомов объясняют, что не хватает инициативных людей. Как говорится: «А где возьмёшь»? И в то же время всё больше примеров, когда предприимчивые горожане регистрируются в глубинке и свои дачи превращают в туристические «точки».