Операторы Зелёного телефона признали, что она лучшая в номинации на наиболее активного и ответственного гражданина из обратившихся.
«Мы хотим, чтобы дети жили в чистом поселении»
Термокружка, флешка, другие приятные мелочи – пакет с подарками от инфолинии «Зелёный телефон» получила Алла Мишурная, жительница одной из деревень в Витебском районе. За время работы инфолинии в 2017 году её признали самой активной и ответственной из позвонивших.
«Мы живём за городом, и нас волнуют близлежащие территории, которые контактируют с нами, – говорит Алла. – Мы хотим, чтобы наши дети жили в чистом поселении, а люди могли покупать чистые продукты».
Она представляет поселение родовых поместий «Звон-гора» в Витебском районе. Здесь занимаются выращиванием экологически чистых продуктов, делают мёд и обустраивают вокруг среду, комфортную для их жизни.
В июне в поселении прошёл семинар, во время которого жители узнали, что на инфолинии «Зелёный телефон» можно получить консультацию по правовым вопросам, касающимся экологии.
400 метров хмызняков
Звонок из поселения поступил 2 августа, и женский голос, принадлежавший Алле, пожаловался: вырубают придорожную полосу. Сплошная вырубка на отрезке 400-500 метров прошла вдоль гравийной дороги между деревнями Гора и Трущи, параллельной поселению.
«Мы получали информацию, как действовать. Её не всегда можно найти в интернете», – говорит она. И даже в госструктурах: на попытки жителей деревни указать, что общественность не предупредили, «представитель экологической службы района ответил, что <…> а здесь обычный хмызняк».
Жители узнали: вырубка инициирована самим исполкомом в рамках программы наведения порядка на земле и для удобства наблюдения за посевной. Чуть меньше, чем через неделю, они сходили на встречу с председателем райисполкома, а потом собрали почти 30 подписей и написали обращение в Витебский облисполком.
Дело немного сдвинулось: оказывается, власти не против преображения полосы. Жители предлагают посадить вдоль дороги культурные растения, которые одновременно были бы красивыми и защищали поля от эрозии, а дорогу зимой – от снежных заносов.
Сделать это, по их мнению, нужно за счёт виновных лиц. Виновными поселенцы считают ДРСУ 144 и находящееся рядом хозяйство «Полудетки».
Аллея из 54 лип: сельсовет разрешил, а хозяйство вырубило
Но главная печаль жителей поселения в другом: там же находилась липовая аллея из 54 молодых деревьев, и она вырублена вместе с кустарником.
Аллею посадили в 2013 году, заручившись устным разрешением властей (Задубровский сельсовет и ДРСУ 144), а уже в мае 2017, по словам собеседницы, руководитель близлежащего хозяйства признался, что дал приказ вырубить её.
Аллею очень хотят восстановить, но так, чтобы её не вырубили ещё раз. Жители поселения пришли к председателю исполкома, написав об этом письмо. Администрация разрешила высадить деревья снова в октябре, но в другом месте, в черте населённого пункта. Люди не согласны:
«Идея была в том, чтобы через аллею ходить встречать бабушек, детей, гостей. Мы живём на высоте, а ниже, в километре, останавливается автобус. И липы были вдоль этой полосы. Мы наблюдали, как они растут, ухаживали и подвязывали. Если аллею перенести дальше – кто будет это делать?»
Пока жители поселения и администрация ищут место, которое бы устроило обе стороны. В своём письме жители также настаивают, чтобы облисполком рекомендовал председателю хозяйства «Полудетки» ознакомиться с нормами экологического права и Орхусской конвенцией.
Пчёлы не живут среди рапса
Ещё одна из проблем – засев окружающих полей рапсом. Жители добивались установления буферной зоны в 3 километра, потому что иначе пчёлы не смогут перезимовать.
Они не могут есть такой мёд, из-за быстрой кристаллизации его не откачать из сот, и к тому же он вызывает у пчёл дисбактериоз. «Химическая обработка полей рапса приводит к гибели пчёл и возможности попадания ядохимикатов в мёд», – пишут жители в обращении в облисполком.
Они просят установить буферную зону вокруг КХФ «Звон-гора» в радиусе 3-5 километров. В этом году зону засеивали хозяйства «Ганна», «Зелёная нива», «Полудетки».
Райисполком ответил согласием, но как будет – станет ясно только весной: руководитель одного из хозяйств отправился жаловаться на исполком в облисполком на это обязательство.
«Мы восстановили пруд и запустили рыбок»
Поселенцы восстановили своими силами старый пруд, заселили туда рыбок, сделав экологическое обоснование. Там же посадили белые кувшинки, которые занесены в Красную книгу.
Пруд находится на въезде в посёлок, теперь там купаются и гуляют.
«Но из соседних деревень приходят выпившие, курящие, нецензурно выражающиеся люди. И мы хотели ввести запрет на ловлю рыбы, чтобы к нам приходили только отдыхать или купаться», – говорит Алла.
Этот вопрос пока открыт.
Обработка полей: хозяйства не делают отступ от жилых домов
В поселении ведут органическое сельское хозяйство. Но жители часто сталкиваются с тем, что сельхоз предприятия это не интересует, и они продолжают работать так, как привыкли.
«И нам приходится бороться за то, чтобы поля вокруг поселения были экологичны», – говорит Алла Мишурная.
Санитарные нормы нарушаются, когда вносят удобрения на засеянные поля без соблюдения отступа от границы населённого пункта. По словам Аллы, на просьбу соблюдать нормы представители хозяйства часто отвечают: «Нам проще штраф заплатить».
«Однажды мы вызвали санстанцию, она зафиксировала, что ветер дул в нашу сторону, – говорит она. – При таком ветре вообще нельзя проводить такие работы. А у хозяина дома рядом целый день болели голова и живот. Был найден выход – сделать буферную зону. Нам отдали ещё 20 гектар вокруг поселения, чтобы мы их засевали сами».
«Пока у нас всё получается, но это стоит усилий»
Жители городов и деревень нечасто так активно интересуются происходящим вокруг них, но, по мнению нашей собеседницы, хотели бы.
«Многие люди в сельской местности не знают, как им реагировать и реагировать ли вообще (на подобные ситуации – ред.) Хотят ли они это делать? Хотят, – уверена представительница сообщества.
– Некоторые, по слухам, охраняют свои пасеки. Если сеют рядом – человек ничего не может сделать и вплоть до того, что пишет: «Я уничтожу себя, если это не остановится».
Люди хотят отстаивать свои права, но не знают, что можно это делать цивилизованно, с помощью закона. Я рассказываю всем жителям близлежащих деревень и агрогородков о том, что есть такая служба, где можно получить консультацию и решить свои проблемы.
И сейчас они смотрят на нас и тоже начинают действовать. Пока у нас всё получается. Да, это стоит усилий: писать, приглашать в гости и рассказывать, зачем это всё. Но думаю, что в душе каждого есть мысль, что он живёт в Беларуси, а Беларусь – это край чистых лесов, красивых озёр и природы».
Критерии – устойчивость и участие сообщества
Победителя определили операторы инфолинии, юрист и руководительница проекта – всего пять человек.
«Один из критериев – готовность решать разнообразные экологические проблемы, ответственность», – говорит Татьяна Синица, юрист ОО «Экодом», консультирующая инфолинию.
Второй критерий – действия поселенцев касаются не только их самих, но и как минимум – всех, кто соседствует с ближайшим агропромышленным предприятием.
Третий – номинант должен принадлежать к сообществу изначально или это сообщество должно возникнуть в процессе решения проблем(-ы). В отличие от поселенцев, многие из номинантов не могли или не хотели вовлекать других людей.
Четвёртый – степень активности: граждане должны быть готовы использовать не только предложенные юристом правовые методы, но и делать что-то помимо.
«Многие абоненты обращаются с очень серьёзными экологическими проблемами, но они чаще готовы только сообщить о них, – говорит Татьяна. – А нам важно, что они делают для решения: сколько обращений отправили, сколько раз ходили на приём и встречались с руководителями сельхоз предприятий».
И самый важный критерий – устойчивость, или готовность работать на перспективу. Не только защищать деревья здесь и сейчас, но и посадить новые так, чтобы их не вырубали в будущем.