18.09.2018 / 08:09

Для тех, кто любит природу и длинные прогулки, есть своеобразная альтернатива классическим длинным забегам. В субботу, 15 сентября, прошёл пятый минский – он же шестой беларусский – городской прогулочный марафон. Это было больно и мокро, но интересно и местами очень смешно.

Сбор назначен на 9 утра на площади Якуба Коласа. Минут за 15 до времени Икс на площади стали появляться люди, которые пытались найти вокруг знакомые лица и аккуратно спрашивали друг друга «а вы тоже на марафон?» Впрочем, случайных прохожих ранним субботним утром там не было, мы все были «на марафон».

Атмосфера была расслабленной, но знакомиться в обычном понимании этого слова люди не спешили – имена, профессии, возраст окружающих мало кого интересовали, а самым популярным стал вопрос «пойдёте до конца?» Однозначно отвечать тоже не торопились – всё-таки сложно заранее предугадать, сможешь ли ты пройти марафонскую дистанцию.

Я так быстро поняла, что изначально меня дезинформировали, и дистанция будет всё-таки марафонской – около 42 километров, а не ожидаемые мной 25. Это немного испугало, но не слишком: раз в свои неполные шесть лет я могла пройти 35 километров за день, то сейчас смогу справиться с большим расстоянием.

Увы, не справилась – холодный дождь и промокающая, как оказалось, обувь, заставили меня зайти с дистанции задолго до финиша.

 

Лучшие закаты в центре города

Подождав лишние 20 минут на случай, еси кто-то опаздывает, мы отправились на стартовую точку марафона – Золотую горку. Всего в марафоне приняло участие около 40 человек и одна собака – полуторагодовалый лабрадвор (помесь лабрадора и дворняги). Хозяйка пса успокаивала: собака точно выдержит такую прогулку – Арвидас ещё в пятимесячном возрасте участвовал в прогулочном марафоне.

Городской Лесничий Игорь Корзун вёл марафонцев на стартовую точку, попутно рассказывая, что в прошлом от Золотой Горки вниз к улице Веры Хоружей и собственно на самой этой улице задумывалась большая зелёная аллея, которая должна была стать своеобразной отдушиной в центре города.

Увы, всё сложилось иначе, но Золотая горка остаётся местом, идеально подходящим для того, чтобы любоваться закатом в центре города. Правда, инфраструктуры для этого никакой нет. А решить вопрос так просто: достаточно поставить пару лавочек на самой горке.

О таких достаточно простых, но важных для общего образа города решениях Игорь Корзун рассказывал всю дорогу. Какие-то идеи уже воплощены в жизнь, над чем-то ещё нужно поработать.

Вряд ли стоит излишне драматизировать на тему неидеальности города – это большой и мощный механизм, который никогда не может стать безупречным.

Изменять его, исходя из текущих нужд – это нормальный процесс, и скорее стоит видеть в недочётах потенциал для работы, а не большую драму.

 

Если парк тёмный, то в нём не будет людей

От Золотой горки направляемся к Парку Победы, который в себе совмещает одновременно хороший и плохой проекты. Вообще, этот парк был задуман в 70-е годы прошлого века. По словам Городского Лесничего, когда в своё время сюда приехали немецкие архитекторы, они были удивлены и восхищены, что в Минске идея важности открытого пространства в парках появилась так рано. Сейчас наилучшие парки в Берлине – это не тёмные лески, а зелёные зоны с большими открытыми пространствами.

Открытая местность хороша для психического здоровья горожан: мы живём в постоянной спешке и сильном стрессе, и открытые парковые зоны помогают снизить уровень тревожности и дать отдых нервной системе. Очень важно, чтобы сидя в парке на лавке мы не утыкались взглядом в ближайшее дерево, а имели возможность видеть общий ландшафт, видеть его разные уровни. В этом плане южная часть парка Победы сделана прекрасно, а вот северная часть – пример того, как делать не надо.

Идеальные деревья для парка – это деревья с широкой раскидистой кроной, но что мы видим в северной части Парка Победы? Они посажены слишком густо, из-за чего сам парк оказывается слишком тёмным, а собственно деревья стремятся к свету и растут ввысь, не особо раскидываясь в стороны. В такой местности никогда не будет газона, – там слишком темно, холодно и сыро.

Определить, насколько успешно спроектирован и функционирует тот или иной парк, очень просто: надо посмотреть, как он используется людьми – сидят ли они на лавках, устраивают ли пикники, приводят ли детей на прогулки в это место. И если посмотреть на Парк Победы, то становится ясно, что северная его часть используется исключительно для транзита. Там не хочется задержаться надолго, и никакие новые лавочки этого не изменят.

Ещё один важный для парков элемент – там должны быть извилистые дорожки. Так уж получается, что по прямым дорогам люди ходят меньше. Возможно, дело в предсказуемости и определённой скучности таких маршрутов.

И хоть извилистые тропы могут пугать тем, что на них легко дезориентироваться в пространстве, на деле же в пространстве городского парка это не очень страшно – всё равно тропа куда-то выведет, там невозможно действительно серьёзно потеряться.

 

Иногда достаточно просто передвинуть лавочку на два метра

Из Парка Победы направляемся к парку Дрозды. Концентрироваться на красоте природы становится всё труднее: дождь усиливается, начинаю понимать, что обувь серьёзно промокает.

Марафонцам постоянно приходится разминаться с велосипедистами; пёс то путается у нас под ногами, то пугает велосипедистов, то пытается купаться в реке, после чего сильно кашляет. Тем не менее, слушаем, на что ещё обращает наше внимание Игорь Корзун.

Удачно вписать в современный город зелёные природные зоны проще, чем это может показаться, но иногда прекрасные идеи проваливаются из-за банальной невнимательности.

Можно годами учить теории создания парковых пространств, изучать планы парков в разных городах мира, но главное – это помнить, что создавать надо то, что будет удобно и логично именно здесь. Лавки должны быть расположены не со строгой периодичностью, а там, где на них действительно захочется сидеть.

Идём вдоль реки, слева время от времени видим удобные и достаточно новые лавочки, на которых никого нет. Плохая погода, конечно, портит чистоту наблюдений, но отсутствие людей объясняется не только дождём: с большинства из лавочек открывается совершенно отвратительный вид.

Не будут люди смотреть и смотреть на ствол старого дерева – они скорее отойдут на несколько метров в право и постоят там, откуда видны и деревья, и кустарники, и река, и небольшая поляна.  

Вспоминаем, что в самом начале марафона Игорь Корзун упоминал о какой-то укромной части парка Дрозды, где проводят свидания влюблённые парочки, а подростки изучают собственную сексуальность. Хоть среди нас практически нет подростков, упоминание подросткового секса заметно приободряет подуставших людей. О каком именно участке говорил Игорь Корзун, так, кажется, никто до конца и не понял, и это было не особенно важно.

Постепенно людей становится всё меньше: кто-то сходит с дистанции из-за усталости, кто-то – из-за дождя и холода. Перед тем, как группа должна была покинуть город и направиться к посёлку Зацень, ушла и я.

В 21:35 я получила сообщение на мобильный «финиш!» 

За 12 часов команда прошла 45 километров (на 4 километра больше обычного марафона). От старта и до финиша вместе с Городским Лесничим дошли 19 человек. Практически половина от общего количества участников. И этот показатель, надо сказать, не отличается от традиционного марафонского.

Фото – Максим Швед
Фото – Максим Швед

Фото – Максим Швед
Фото – Максим Швед

Фото – Максим Швед
Фото – Максим Швед

Фото – Максим Швед
Фото – Максим Швед

Фото – Максим Швед
Фото – Максим Швед

Фото – Максим Швед
Фото – Максим Швед

Фото – Максим Швед
Фото – Максим Швед

Фото – Максим Швед
Фото – Максим Швед

Фото – Максим Швед
Фото – Максим Швед

Фото – Максим Швед
Фото – Максим Швед

Фото – Максим Швед
Фото – Максим Швед

Фото – Максим Швед
Фото – Максим Швед

Фото – Максим Швед
Фото – Максим Швед

Фото – Максим Швед
Фото – Максим Швед

Фото – Максим Швед
Фото – Максим Швед

Автор:
Фотограф:
Наста Захаревич, Максим Швед
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость