Выезд в 10.00. Когда прихожу в инспекцию, мое лёгонькое пальто окидывают профессиональным взглядом и предлагают, кажется, просто огромную теплую форменную жилетку. Становится понятно, что в долгом рейде она очень пригодится. Сегодня едем в Берестовицкий район. Быстро садимся в машину и трогаемся в путь. - Каждый рейд начинается, естественно, с планирования, - рассказывает Евгений Ашаев, заместитель начальника Гродненской областной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь. - Вот, например, поступает информация, которую надо проверить. С этого все и начинается. Перед собственно поездкой мы едем получать оружие. В рейд обычно выдвигается группа из трех человек. У двоих есть оружие: пистолет и автомат Калашникова.
Государственная инспекция контролирует, как используются дикие животные, которые относятся к объектам охоты и рыболовства, а также охраняет их. Проверяют инспектора и лесные фонды и земли под дикорастущей древесно-кустарниковой растительностью, а также обеспечение рыбоводными организациями сохранности рыбы, содержащейся в прудах этих организаций. Сове существование она начала в 2003 году.
Рейды могут длиться несколько дней
Рейды Гродненская областная инспекция проводит несколько раз в неделю. В среднем по области проводится 15 рейдов в неделю. Иногда они длятся по нескольку дней. В такие дежурства инспекторам приходится спать по 2-3 часа – как оказалось, ночью задержать нарушителя проще. Вот и приходится дежурить сутками. А еще, чтобы поймать браконьера приходиться наматывать за рейд несколько десятков километров пешком – для конспирации приходится оставлять машину где-нибудь на окраине леса, а дальше пробираться самостоятельно.
Инспекторы говорят, что слово «браконьер» в их обиходе не используется – правильно - «нарушитель правил пользования ведения охотничьего и рыболовного хозяйства». - А зачем вам оружие? – спрашиваю я. - Оружие нам необходимо. При задержании вооруженных нарушителей существует реальная опасность для инспекторов. Недобросовестные охотники – люди решительные, и ситуации бывают разные. И надо быть готовым ко всему. - Вот вы натыкаетесь в лесу на нарушителя. Что дальше? – интересуюсь я. - Первым делом эти люди пытаются избавиться от улик – рыболовы выбрасывают из лодки рыбу, а охотники убегают в лес, прячутся сами и прячут добычу с оружием. Бывали случаи, когда, увидев за собой погоню, охотники выбрасывали добычу прямо на ходу из автомобиля. И потом, несмотря на следы крови в салоне и тот факт, что инспекторы видели, как мясо выбрасывалось, все отрицали.
Но обычно все свои действия инспекторы фиксируют на видеокамеру. А заметить непорядок в лесу им помогают бинокли и тепловизоры. В набор необходимых спецсредств также входят наручники и газовые баллончики. Несмотря на то, что инспекторы настроены решительно, к счастью, пока в практике Евгения Ашаева пользоваться оружием не приходилось.
Самые «криминальные» районы – Лидский и Гродненский. Это и неудивительно, потому что здесь расположены крупные населенные пункты. Много лесов и водоемов.
Охота строго регламентирована
Наконец мы подъезжаем к месту назначения. Тут надо проверить документы у охотников, которые убили кабана. Все необходимые лицензии в порядке. Тут следует пояснить, что для того, чтобы охотиться законно, надо получить разрешение на добычу определенного зверя. С лицензией на отстрел кабана нельзя охотиться, например, на косулю. Инспекторы поясняют, что незаконная охота на определенный вид животных может стоить дорого. Так, например, незаконная добыча косули и кабана обойдется нарушителю в 120 базовых величин, лося и оленя – в 300. Документы проверены, едем дальше.
Инспекторы Евгений Ашаев и Игорь Малевич рассказывают, что охотники бывают разные: одни охотятся ради мяса, а другие гоняются за трофеями. Главное – трофей – рога, клыки и шкура.
Тем временем, мы едем к одному из водоемов. По дороге встречаем лесовоз с древесиной. Проверяем документы у водителя внушительной машины. Оказывается, у него должно быть разрешение на перевозку дерева, информация, как и где заготовлена древесина. Документы в порядке, и мы продолжаем свой путь.
- Леса, что остались – заслуга человека, - рассказывает старший госинспектор Игорь Малевич. – Большинство лесов сегодня садится вручную с использованием меча Колесова – земля просто протыкается и туда вставляются саженцы. Машины сейчас используются редко. Весной и мы принимаем участие в посадках.
И вот мы подъезжает к Неману – к тому месту, где зимует рыба. Лов рыбы в этом конкретном мест, также на расстоянии в 50 метров вверх и вниз по течению запрещен. Естественно, что это конкретное место мы называть не будем. По пути встречаем рыбака, который только приехал, но, увидев инспекцию, тут же засобирался домой. Инспекторы довольны – если не поймать нарушителя, то хотя бы предупредить нарушение. На том самом рыбном месте рыбаков нет.
Проверяем документы у тех, кто рыбачит в отдалении, и возвращаемся домой.
Сегодняшний рейд был скорее показательным. Очень часто инспекторы сталкиваются с реальной опасностью, им приходится преследовать вооруженных нарушителей и проводить сутки без сна.