После встреч с заказчиками лингий электропередачи Беларусской АЭС у представителей общественности остались вопросы. Один из главных — кто будет потреблять энергию АЭС? Строящуюся станцию окружают заказники, местность малонаселённа, там нет потребителей большой мощности. Передача же электроэнергии на длинные расстояния неизбежно повлечёт потери. При невысоком КПД АЭС (около 30%) эти потери снижают эффективность данного предприятия в целом. Экологические и экономические риски в процессе строительства, наоборот, растут, отмечает Татьяна Новикова в опубликованном материале на Naviny.by.
Литовские эксперты сомневаются в безопасности самой дешёвой в мире АЭС. Литва обращает внимание на то, что Беларусь не выполняет Конвенцию Эспо (Конвенцию об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте) и не предоставила ответы на вопросы относительно безопасности БелАЭС. К тому же, Минск до сих пор не объяснил, почему для строительства АЭС он выбрал именно островецкую площадку в 50 км от Вильнюса, пишет «Белрынок».
Ранее литовский премьер заявил, что Литва не планирует покупать электроэнергию с Островецкой АЭС. Альгирдас Буткявичюс отметил, что в стране не намерены адаптировать свои электросети для того, чтобы приобретать электроэнергию с этой станции, передаёт Delfi.lt.
В связи с этим страны Балтии обсуждают механизмы, как предотвратить импорт электроэнергии с БелАЭС. Сейчас электрические сети Беларуси, России, Эстонии, Латвии и Литвы (БРЭЛЛ) работают в едином электрическом кольце. Между ними действует Соглашение о параллельной работе энергосистем от 7 февраля 2001 года. Этот документ устанавливает общие принципы организации совместной работы электрического кольца, образованного сетями этих стран. Литва намерена ввести в эксплуатацию новые соединения с Польшей (500 МВт), а также Литвой и Швецией (700 МВт), которые объединят энергосистемы стран Балтии и Северо-Западной Европы. В связи с этим, как было заявлено, Литва после 2025 года откажется от параллельной работы с энергосистемами Беларуси и России.
Если это случится, то нынешняя энергетическая инфраструктура, по которой электрический ток из Беларуси течёт в Литву, а также строящиеся линии ЛЭП в данном направлении окажутся ненужными.
Хотя если представить, что Минску и Вильнюсу удастся снять проблемы, связанные со строительством БелАЭС, то экспорт беларусской электроэнергии в Литву теоретически будет возможен. Правда, для этого Беларуси потребуется построить вставку постоянного тока, чтобы нивелировать эффект разной частоты тока. А на это нужны дополнительные деньги, которых в стране не хватает, отмечает журналистка «Белрынка» Татьяна Манёнок.
Металлургический завод в краю Голубых озёр?
Представитель Минприроды на неофициальной встрече с общественностью заявил, что видит выход в развитии промышленности в Поставском районе.
«Раньше в Поставах не хватало мощностей для того, чтобы организовать производство, — пояснил он. — Инвесторы не хотели рассматривать предлагаемые варианты по той причине, что обеспечивать производство электроэнергией̆ было бы слишком дорого. Теперь ситуация меняется, инвесторы проявляют интерес, в частности, из Литвы. В Поставах уже «садится» белая жесть, рассматриваются другие варианты».
Участница встречи Анастасия Дорофеева, председатель Беларусской партии «Зелёные», предположила, что речь идёт о заводе по производству металлического листа и белой жести с немецкими инвестициями. «Литовские инвесторы, как я поняла, рассматривают другие проекты, которые тоже требуют энергии», — прокомментировала она.
Ожидает ли Беларусское Поозерье постепенная индустриализация и превращение в промышленный полигон? Ответ на этот вопрос пока неоднозначен.