Кроме опасности для отечественных растений некоторые из видов, такие как борщевик Сосновского, представляют прямую угрозу для животных и человека.
На вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?» в духе Чернышевского отвечали старший научный сотрудник лаборатории флоры и систематики растений Института экспериментальной ботаники им. В.Ф. Купревича НАН Беларуси Аркадий Скуратович и старший научный сотрудник ГПУ НП «Беловежская пуща» Дмитрий Бернацкий.
Лекторы считают, что красота может не только спасти мир, но и погубить его: главной причиной распространения большинства инвазивных видов растений является их декоративное использование. Это, к тому же, затрудняет борьбу с ними: множество маточников в границах природоохранных зон «украшают» частные дворы и административные здания. Директивно такие насаждения не уничтожишь, тут необходимо менять общественное сознание.
Второй распространённой причиной внедрения «растительных диверсантов» является погоня за быстрой наживой без учёта природного равновесия и законов устойчивого развития. Это касается импортных сельскохозяйственных и лесохозяйственных культур, которые подкупают быстрым ростом и неприхотливостью. Именно так на наши территории проник упомянутый выше борщевик Сосновского в качестве «перспективнейшей» кормовой культуры.
Кроме него, по мнению Аркадия Скуратовича, наиболее опасными для Беловежской пущи инвазивными видами растений являются: дуб красный, золотарник канадский, робиния ложноакация, черёмуха поздняя, эхиноцистис лопастный. Потенциальную угрозу несёт клён американский.
Что-то делать с этой проблемой на территориях национального парка не так-то просто, существует целый ряд трудностей:
- Некоторые из вышеперечисленных видов уже проникли в заповедную зону пущи, и для их уничтожения требуются специальные разрешения Минприроды и НАН Беларуси.
- На территории, где запрещены сплошные рубки, невозможно уничтожение крупных посадок инвазивных деревьев.
- Изъятие из природы чужеродных видов без повреждения растений-аборигенов требует невероятных трудозатрат, средств и длительного периода времени.
Дополнительной помехой является замалчивание масштабов проблемы в официальных источниках.
«Данные лесоустройства о распространении дуба красного в Беловежской пуще (295 га) занижены в 4 раза по сравнению с реальной картиной (1280 га), отражённой в научных исследованиях. Под угрозой находятся 33 000 га, а это 1/5 территории нацпарка», — утверждает Дмитрий Бернацкий.
Несмотря на все сложности, коллектив ГПУ НП «Беловежская пуща» намерен принимать решительные действия по борьбе инвазивными видами растений для сохранения родной флоры. На ближайшие 5 лет выработана и принята программа по борьбе с дубом красным. Объявлена война и прочим «эмигрантам». Ведётся активное сотрудничество с партнёрскими организациями, такими как ОО «АПБ» и Франкфуртское зоологическое общество — инициаторами «Лекций в поддержку заповедности».