20.01.2017 / 17:01

Витебский по–прежнему прописан по адресу: улица Янки Купалы,17. На новоселье в Билево рассчытывать пока не приходится.

На небольшой площади сосуществуют 76 видов животных, абсолютно точную перепись «поголовья» провести трудно: в то время как единичными особями остаются медведица, рысь, ягуар, зубр, самое многочисленное и постоянно меняющееся семейство здесь представляют попугаи (одних волнистых более 60) и другие пернатые. По всей территории свободно прогуливаются аисты, нет преград и для лебедей, пишет издание vitbichi.by.

— Один день — это порядка 40 килограммов говядины бескостной, около 10 — свежемороженой рыбы, по центнеру сена, зерна и овощей, почти 5 килограммов фруктов (бананы, яблоки, апельсины, груши), — перечисляет «меню» директор городского зоопарка Ирина Орлова. — Своего подсобного хозяйства, посевных площадей у нас, естественно, нет, поэтому всё покупаем на деньги, причём не на бюджетные, а на те, которые мы сами и зарабатываем.

Делают в зоопарке и заготовки на зиму: кормовые веники (ветки клена, ивы), а также картофель, морковь, свекла, капуста обычная и пекинская. Некоторые питомцы получают детское питание — например, гаага. Ей также положены творог, перепелиные яйца.

 

Сохраните им жизнь — не кормите!

— Должна признать, что в последнее время наши посетители немного стали воспитанней, читают, а главное — внимают объявлениям и плакатам, которые призывают НЕ кормить животных, и всё-таки недопонимание опасности, эдакое своевольство по-прежнему остаётся бичом, — сетует Ирина Орлова. — И самое страшное, когда люди приносят не очень свежую еду. Ведь фрукты для животных ни в коем случае не должны быть подпорченными, а тем более гнилыми. Но некоторые граждане упорно думают, что нашим питомцам пойдёт даже то, что жалко выбросить в домашнее мусорное ведро. Буквально за руку схватили женщину, которая пыталась в клетку бросить засохший хлеб с плесенью. Иногда несут очистки от картошки, морковки, отжим. Лося однажды накормили какими-то блинами. Одна сердобольная ягуару бросала яблоко. Спрашиваю у неё: «Скажите, а вы не в курсе — эти животные в природе яблоки едят?», на что услышала железное: «Ну и что, а у меня на даче кот ест огурцы».

В витебский зоопарк животные попадают в возрасте и по разным причинам: это детёныши, потерявшие родителей, или взрослые животные, попавшие сюда в критические, а то и трагические, грустные моменты, которые они испытали опять же не в природе. От людей… Некоторые попали из других зоопарков, были найдены ранеными. Есть взрослая лосиха, которая ходила по зоопарку за Ириной Михайловной, как преданный пёс. А вот енотовидная собака Мотя, которую маленьким комочком привезли из разоренной норы нашедшие её там отдыхающие на шашлыках, теперь вместе с работниками зоопарка ежегодно навещает Богушевский дом-интернат для детей с особенностями психо-физического развития. 

Нередко в зоопарк попадают пострадавшие птицы, которых подбирают люди. Приносили даже ворону. А в одно время здесь оказались 15 аистов!

— Да, нам тоже жалко птиц, но мы не обязаны и, честно признаться, не имеем возможности принять всех, — делится Ирина Орлова. — Как это ни жестоко звучит, но необходимо признать, что у тех же аистов, даже в неволе, срабатывает многовековой инстинкт самосохранения, а естественный отбор не «перешибает» даже неволя. Аисты живут в стаях, но если приходит зима, холода и даже если у нас, в зоопарке, всем хватает кормёжки, они начинают избавляться от более слабых и немощных. Мы, конечно, всё равно стараемся помочь, выхаживаем и сову, и аиста. Но если вы нашли подбитую птицу, вырвали из лап зверя, то попробуйте её выходить сами. Конечно, легче всего и проще жалеть чужими руками. Но зоопарк не резиновый.

Для животных самое тяжёлое время — лето, когда наблюдается большой наплыв посетителей. У работников зоопарка (а их всего трое убирают и ухаживают за питомцами) график напряжённый круглогодично, практически без выходных, с семи утра до семи вечера, с зарплатой в 3 миллиона (до деноминации).

— Мы пошли на эксперимент и ввели такую практику: обезьян выводили на улицу, то есть сделали им уличный вольер, соорудив тоннель из домика, — рассказывает директор зоопарка. — Фактически мы предоставили им сделать выбор: хотят они общаться с людьми или нет. И я стала замечать, что обезьяны очень активны до открытия зоопарка, а также в первой половине дня. А потом просто уходят, потому что они устают от агрессии людей, нервничают, плохо себя чувствуют. И зубр не всегда выходит к решётке. Нужно понимать, что у животных — тоже своя жизнь, свои режим, ритм и настроения. Когда зоопарк закрыт, например, очень интересно наблюдать за водоплавающими: бакланы, чайки, утки играют друг с другом, порой «подшучивают», развлекаются. А вообще, наш зоопарк, на самом деле, своеобразный: животные людей не боятся.

Особняком, пожалуй, остается рысь, которую, как рассказала Ирина Орлова, забрали из одного зверохозяйства. Огромная кошка содержалась в немыслимых условиях, в маленькой клетке она никогда не знала ровной поверхности — ходила по сетке, что сказалось на её конечностях. И уже в Витебском зоопарке рысь буквально оторопела от твёрдой земли под собой. Но она до сих пор не научилась доверять людям. 

Автор:
Фотограф:
vitbichi.by
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость