20.08.2019 / 13:08

От «Green Workout» – к «Чистым играм», от питерского бомонда – к экопоселению в Беловежской пуще. Экс-редактор Брестского Зелёного портала приехал на родину, чтобы закрыть своё антикафе «Чайный домик».

Алексей Купряков известен многим брестчанам как первый редактор Брестского Зелёного портала и создатель первого в городе антикафе «Чайный домик».

Кроме того, это тот человек, который придумал и, насколько смог, продвинул экоспорт «Green Workout». А ещё – прославил город Брест победами на Чайных чемпионатах страны и за рубежом.

Сейчас Алексей живёт и работает в Санкт-Петербурге – участвует в крупном российском проекте «Чистые игры». В Беларусь он приехал на несколько дней, чтобы навестить родных и поставить точку в существовании своего детища, антикафе «Чайный домик».

Алексей Купряков поделился с Зелёным порталом мыслями о том, почему экопроекты в России реализуются с большим размахом и каков сейчас главный козырь Беларуси. А заодно рассказал о планах на будущее.

 

Как экоспорт «Green Workout» пришёл в экопроект «Чистые игры».

– Так получилось, что свои экоидеи, зародившиеся в Беларуси, в большей степени мне удалось реализовать в России.  Мои наработки по экоспорту «Green Workout» стали частью крупного российского проекта «Чистые игры». Я предложил задать спортивно-соревновательное направление классическим игровым квестам.

Мы совместили спорт и экологию: тренируешь тело на свежем воздухе, одновременно делая чище окружающую среду. Физкультурно-оздоровительные методики гармонично интегрировались в проект «Чистобег».

«Чистые игры», пожалуй, единственный российский проект в сфере экологии, который активно внедряется в разные страны на международном уровне. Он разработан под франшизу. По официальному франчайзинговому договору движение «Чистые игры» уже развивается в Китае, Японии, Нигерии, Индии, Венесуэле. Создали этот проект молодые предприниматели. Думаю, именно поэтому всё заработало настолько эффективно – идея изначально была поддержана финансово.

Мне довелось познакомиться со многими российскими экологическими организациями. У них хорошая интеграция с бизнес-сектором. В России очень развита КСО (корпоративная социальная ответственность), да и сами коммерческие организации побогаче, поэтому общественникам там гораздо проще найти финансирование для своих проектов, чем в Беларуси.

 

Беларусь – страна с гораздо большим потенциалом.

– В России – больший простор для деятельности. В западных странах – больше возможностей профинансировать те или иные проекты. Но я патриот, прежде всего мне хочется сделать что-то для Беларуси. 

У нашей страны гораздо больший потенциал в сфере экологии и культуры (а, скорее всего, и во многих других сферах), чем мы привыкли думать. Те ресурсы, которые просто лежат под ногами, остаются без должного внимания и не используются.

Я всегда спорю с проевропейской оппозицией, которая считает, что в Беларуси всё плохо из-за плохого менеджмента. На мой взгляд, это не совсем так. Сложно сделать что-то лучшее, если у страны нет ни серьёзных ископаемых, ни выхода к морю. Козырь Беларуси сейчас – в качестве наших пищевых продуктов. Это фантастика, что наша группа компаний «Санта» с успехом поставляет рыбные продукты в Россию – страну, у которой есть своё море.

Даже несмотря на то, что Беларусь пострадала от Чернобыля, мы смогли создать на огромном рынке СНГ имидж производителя экологически чистой продукции. Этот феномен надо развивать и поддерживать, извлекать из него больше пользы, делать ставку на органическое сельское хозяйство.

Достаточно наладить коммуникацию сельского хозяйства с лесхозами, чтобы создавать лесные буферные зоны, которые отделяли бы участки с интенсивным ведением хозяйства от участков для выращивания органических продуктов. Стандарт «органик» сейчас очень ценится, спрос на такую продукцию был бы не только в Европе, но и в России.

 

«Зелёный балет»

– В прошлом году я реализовал альтернативный проект «Зелёный балет». На берегу Финского залива мы сделали большую уборку мусора совместно с артистами балета.

Вместо физкультурных приёмов использовались балетные па. Получилось иронично, с юмором, но при этом ярко. Когда физически развитые люди делают красивые движения, очищая при этом планету – в этом есть что-то притягательное.

Самое приятное, что этот проект не умер: люди из балета начали сами развивать тему в своих кругах.

 

«Green Workout» vs плоггинг

– К сожалению, мы так воспитаны, что ценим иностранное, чужое, больше родного. Экоспорт «Green Workout», созданный в Беларуси, был встречен весьма скептически как экологической общественностью, так и на уровне министерств нашей страны. Зато шведскому плоггингу, зародившемуся позже, все принялись аплодировать стоя...

А ведь «Green Workout» мог бы стать гордостью Беларуси и одним из её узнаваемых брендов, если бы его в своё время приняли и поддержали на государственном уровне.

В России тема «Green Workout» пошла на ура. Глава Республики Карелия лично ознакомился с темой «Чистобега», а Минспорта запланировало на 2020 год крупные экоспортивные игры.

Я рад, что мои проекты успешно воплощаются, но сожалею, что это происходит вне Родины. Это моя большая печаль и боль.

 

«Чайный домик» дал Бресту максимум

– Проект «Чайный домик» я создавал в формате первого в Бресте антикафе. Результатами доволен: за пять лет его существования удалось донести местному сообществу идеи чайной культуры и игры в го (японские шашки), помочь в изучении китайского языка и культуры.   

За эти годы в городе открывалось ещё несколько антикафе, с более масштабными инвестиями, но, насколько мне известно, все они уже ушли с рынка. А «Чайный домик» продержался достаточно долго.

Я глубоко убеждён, что нужно поддерживать такие проекты на государственном уровне. За время своего существования мы провели множество открытых культурных мероприятий для горожан, в том числе благотворительных. Но в большей степени это было социальным предпринимательством, сверхприбылей тут не получить.

Почему антикафе «Чайный домик» закрывается? Истёк срок аренды, у руководства парка появились свои планы на помещение.  Сложно сходу найти концептуальную альтернативу такому проекту. Если вместо домика, расположенного в городском парке, снять некое офисное помещение в центре, это будет вырождением.

Тем не менее, сам проект не умирает, бренд «Чайный домик» остаётся в Бресте – пока в формате выездного мероприятия.

 

Жить «по правде»

– Хотя я родился и вырос в Бресте, внутренне моя родина – это не столько Брест, сколько Беловежская пуща. Часть предков по материнской линии у меня оттуда. Сейчас я живу в состоянии максимального комфорта для себя и своей семьи. Большую часть времени нахожусь в городе, который люблю – в Санкт-Петербурге.

Работаю в крупной международной компании с пользой для экологии планеты. 2019 год стал для меня годом поэзии – я много пишу, много читаю на публике.

Всё бы хорошо – кроме одного. Начиная с 17-летнего возраста, я осознавал: для меня «жить по правде» означает жить на своей земле. Чувство Родины и своих корней очень значимо для меня. Именно поэтому в ближайшие годы я планирую променять питерский «ол инклюзив» на неизвестность.

У меня до сих пор есть мечта создать экопоселение. В Беларуси это пока не совсем просто, многие до сих пор воспринимают экологическое комьюнити как разновидность сектантства.

Но я начну со своей семьи. У меня в собственности есть участок в Беловежской пуще. Я хочу жить на родной земле так, как понимаю: выращивать сады, держать коров, готовить чаи из пущанских трав…

У меня есть стихотворение, которое отражает это состояние:

Как всегда, я сижу на крыше… Как всегда, суетятся люди Под моими ногами. Выше – Крошки звёзд на небесном блюде.

Вся вселенная совершенна, Кроме образа жизни Гомо, Нет, не Сапиенса, уж верно – Жил бы с разумом по-другому:

Не продал бы Природу-маму, Не забыл, что отец-Создатель, Не губил бы себя упрямо И впустую бы жизнь не тратил.

Дом, ореховый сад, корова – Что ещё для свободы нужно? Только эти четыре слова И два чувства – любовь и дружба.

Поэтому дом, ореховый сад и корова – это моя программа на дальнейшую жизнь…

 

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость