Напомним, 16 октября сайт областной государственной газеты «Гомельская правда» сообщил о вопиющем случае в недавно открывшемся в Гомеле контактном зоопарке «Зоосити», якобы рассказанном одной из жительниц областного центра в анонимном письме в редакцию. Лисица по кличке Черри укусила двухлетнего мальчика, который находился в вольере с животным в сопровождении мамы. Как впоследствии оказалось, никакого письма не было, а журналисты использовали комментарий женщины под новостью об открытии на втором этаже универмага «Гомель» заведения, где прирученные дикие животные содержатся в больших клетках, куда могут входить посетители зоопарка, чтобы гладить питомцев, играть с ними или кормить их. Мать, на которую ссылалась «Гомельская правда», вышла на связь и сообщила, что к администрации зоопарка не имеет претензий.
Расхождения в подробностях произошедшего между версиями родительницы, которая утверждает, что держала ребёнка за руку и не выпускала из виду, и руководством зоопарка, считающего, что мама в момент инцидента находилась в другой части клетки, и мальчик наступил на лапу лисице, видимо, теперь не столь существенны, поскольку никаких последствий для малыша укус не имел.
Гораздо более возмутительным многим показалось то, что в результате произошедшего, как сообщила порталу TUT.BY исполнительный директор гомельского контактного зоопарка «Зоосити» Татьяна Хорошко, всех хищников в зоопарке подвергнут стерилизации.
Стерилизация питомцев гомельского контактного зоопарка была намечена на 20 октября. Однако на звонок корреспондента Гомельского Зелёного портала Татьяна Хорошко ответила, что пока животных решено не калечить.
— Мы же по специальностям не ветеринары, поэтому не могли точно сказать, каким образом нам предотвратить агрессивное поведение наших питомцев. Считается, что стерилизованное животное набирает больший вес, становится апатичным и менее возбудимым. Поэтому мы думали стерилизовать весь молодняк, а после случая, получившего огласку в СМИ, — и взрослых питомцев. Но, обратившись в ветеринарную клинику и посоветовавшись с ветврачом, пришли к выводу, что пока спешить с этим делом не стоит.
Кстати, по словам Татьяны, стерилизацию владельцы животных, которые содержаться в контактном зоопарке, думали произвести в ветеринарной клинике под обезболивающим наркозом, так как в самом зоопарке условий для проведения таких операций нет.
Тем не менее сложно сказать, каким образом подобные операции смогут повлиять на поведение пусть и прирученных животных, но всё же являющихся представителями дикой фауны, основное предназначение которых — жить в своей естественной среде. Пока же, как сказала Гомельскому Зелёному порталу Татьяна Хорошко, сотрудники «Зоосити» в состоянии лишь изредка выводить своих питомцев на прогулки по улице возле универмага, чтобы те смогли вдохнуть свежего воздуха.
— У нас есть поводки, ошейники, и мы можем выводить своих животных на прогулки в дни, когда нет посетителей, — говорит исполнительный директор заведения. — Я уверена, что никакого стрессапитомцы не испытывают: в день наш контактный зоопарк посещают около 60 человек. В основном это мамы или папы с детьми, которые подолгу не могут находится с животными. И если зверь устал и отдыхает, мы к нему никого не пускаем, не тревожим: еноты, к примеру, у нас спят с 13 до 17 часов, лисы — с 13 до 19. Кроме того, при отсутствии посетителей животные свободно бегают по залу. Их кормят сбалансированным рационом, который рассчитан на каждый день в соответствии с нормами. Я, когда покупала в магазине мясо и продавец узнала, что это для наших лисиц, меня посчитали как минимум странной.
Зоозащитница и юрист Анастасия Жаврид считает, что само по себе функционирование коммерческих заведений, где питомцы содержатся в торговых центрах и магазинах, при искусственном освещении, где невозможно выйти ни на прогулку, ни укрыться, когда зверь устал, стоит расценивать как жестокое обращение с животным. При этом Анастасия Жаврид допускает существование контактных зоопарков в агроусадьбах, где можно пообщаться с так называемыми сельскохозяйственными животными. Общение с коровой или кроликом вполне может способствовать отказу от мяса в повседневной жизни и закрытии ферм в перспективе. И в западных странах сейчас именно такой подход. У нас же пока всё иначе.
Консультант отдела биологического и ландшафтного разнообразия Минприроды Беларуси Татьяна Железнова сказала Гомельскому Зелёному порталу, что министерство строго контролирует содержание диких животных в неволе.
— Все дикие животные, которые живут в неволе или изымаются из дикой природы, полежат обязательной регистрации, — говорит специалист. — Они находятся на контроле у региональных органов Минприроды, которые совместно с Академией наук Беларуси проверяют созданные условия содержания на соответствие всем биологическим требованиям для того или иного вида. Эти требования оговорены в постановлении Минприроды №16. Там расписано всё, вплоть до того, какова должна быть площадь вольера или клетки, сколько поилок там должно быть и так далее. Только в случае полного соответствия этим требованиям мы регистрируем животное и разрешаем его содержание в неволе. При этом проверятся законность владения животным: на ввозимые в Беларусь особи должны быть соответствующие документы, если зверь изымается из естественной среды, то проверятся законность изъятия, оно не должно нанести ущерб естественной популяции вида.
Татьяна Железнова также сказала, что в настоящее время разрабатывается проект Закона «Об обращении с животными», после принятия которого специальным постановлением Совета министров будет определён перечень видов диких животных, которых можно содержать в домашних условиях и так называемых животных-компаньонов, содержание которых возможно в зоопарках, цирках и прочих учреждениях.
— Для любого недомашнего животного содержание в неволе — само по себе стресс. И поэтому в работе подобных заведений главное — это взаимная ответственность людей: персонала и посетителей. По отношению и к животным, и к самим себе, — считает Татьяна Железнова.
Мнение специалиста лишь подтверждает позиции зоозащитников. Гомельская активистка и волонтёр в приюте для бездомных животных «Островок надежды» Наталья Ошека, как и представители многих других «зелёных» организаций, против каких-либо зоопарков, дельфинариев, цирков:
— Животные должны жить в природе. Дело в том, что на постсоветском пространстве ещё не научились делать хорошие контактные зоопарки, где питомцам было бы комфортно. Они всё равно будут взаперти, только при этом ещё и получат ежедневный стресс от посетителей. Поэтому не важно, в клетке они будут или нет. Дикие животные должны жить на воле!
Директо центра этичного отношения к природе Людмила Логиновская подчёркивает: контактные зоопарки — это коммерческие заведения, не имеющие ничего общего с гуманным отношением к животным. Единственное, чему можно научить, приводя туда детей, это тому, как нельзя обращаться с братьями нашими меньшими.
— В мире людей отношения регулируются человеческой этикой, которая основывается на уважении и сострадании друг к другу. В отношении к животным применимы нормы экологической этики. Умение понять животное, поставить себя на его место — вот чему должен научить каждый родитель своего ребенка. Часто взрослые ставят знак равенства между чувством умиления и любовью к животным. Но это не одно и то же. Истинная любовь — это, прежде всего, желание сделать хорошо другому, признание его интересов и прав. А теперь задумайтесь на минуточку, действительно ли хотят, например, дикие животные, чтобы их заточали в клетки и сутками напролёт беспокоили? Или, может быть, они хотят быть свободными, заботиться о своём потомстве, быть нужными природе?