21.02.2017 / 19:02

Активисты из Львова и Могилёва обсудили, как сделать города лучше, не сражаясь, а сотрудничая с мэрией. Украинский «урбанист со стороны власти» и беларусский «урбанист со стороны общественности» поделились опытом взаимодействия с городскими властями, используя две модели работы: изнутри административного аппарата и снаружи.

Разный стиль работы госорганов Украины и Беларуси был заметен сразу.

— Наш городской глава имеет такую стратегию: когда он видит, как кто-то активно берётся за некую тему, всегда говорит ему: «Ну, хорошо, тогда иди к нам работать!» — рассказывает о подходах мэра Львова украинский велоактивист, урбанист и дендролог Орест Олеськив. — Многие говорят «нет», но некоторые действительно остаются работать.

Орест Олеськив слева
Орест Олеськив слева

Именно с такого энтузиаста, впоследствии ставшего чиновником, выросла концепция развития велодвижения Львова.  Однако до боли знакомые проблемы городской власти имеются и в прогрессивном украинском городе: сложное взаимодействие ведомств и разделение чиновников на «молодых и активных» и «старосидящих».

Вполне реальное принятие активистов на работу в администрацию имеет и другой эффект: разделение теоретиков-идеалистов и тех, кто реально готов делать что-то для города, пусть и маленькими шагами.

Активисты, отказавшиеся перейти на работу в администрацию, продолжают свою деятельность в НГО, успешно используя контакты в руководстве города. В свою очередь бывшие НГОшники в администрации применяют знакомые негосударственные структуры для продвижения некоторых инициатив.

— Этот диалог (между госструктурами и негосударственными организациями. — Прим. авт.) сейчас хорошо налажен, у нас образовалось продуктивное сообщество, — заключил Орест, отметив проблему принципиального нежелания некоторых НГО сотрудничать с властями.

Предложение идти работать в администрацию в Беларуси встретишь нечасто, зато есть обратный процесс. Юрий Стукалов, городской активист, создатель Центра городских инициатив в Могилёве, привёл два позитивных примера ухода чиновников с госслужбы с формальным зачислением в разряд активистов. Кроме того, обнаружился и новый способ привлечения внимания общественности к деятельности НГО.

Юрий Стукалов справа
Юрий Стукалов справа

— Парламентские выборы (хотя всё, как всегда, было предсказуемо) — один из инструментов артикуляции интересов всей нашей работы, которую мы делали на протяжении многих лет в городе, — делится рецептом продвижения инициатив Юрий. — Моё выдвижение кандидатом стало знаковым моментом, мы провели яркую компанию. Вроде бы это политика, но для своей организации я получил много интересного: пришли много новых людей, они впервые услышали о нашей организации, волонтёрская база существенно пополнилась. Считаю, что те ресурсы и инструменты, которые наша власть даёт (хоть и зажимает до конца), нужно пробовать использовать. Иначе ничего не будет.

Правильное взаимодействие имеет смысл. После появления определённой репутации у центра образовалась обратная связь с городскими властями.

— На совещаниях в исполкоме я вижу расписанные поручения от председателя на наше НГО, — утверждает Юрий. Такая связь позволяет легче согласовывать любые мероприятия, при этом обе стороны получают свои дивиденды.

Но и здесь есть проблемы:

—  Разные структуры исполкома относятся к нам по-разному. Управление культуры и идеологии воспринимает нас как конкурентов. Они с нами соревнуются. Это приятно: нас принимают как реальных игроков. Другие ведомства адекватны: спорт, туризм, ЖКХ, строительство, транспорт — приятно прийти, поговорить, все прекрасно понимают, что надо двигаться вперёд.

Однако, по мнению спикеров, НГО не должны становиться частью исполнительной системы или превращаться в наше уникальное явление под аббревиатурой «ГОНГО» («государством организованные негосударственные организации»).

— Должен быть баланс между общественностью, властью и бизнесом, — убеждён Юрий.

Есть хорошая вероятность, что дальнейшее развитие сотрудничества государства и НГО приведёт к перенятию властями методов работы негосударственных организаций с населением и активистами. Это увеличит степень гражданского влияния как на различные активности, так, в идеале, и на принятие решений касательно градоустройства.

Развитие велодвижения, стрит-арт, вопросы архитектуры — участники встречи обсудили все проблемные вопросы урбанистики в городах. Затронули тему обычного горожанина и его права быть услышанным властью с помощью НГО.

— У нас все привыкли, что власть должна делать всё. Это забивает нас. Наша задача, как урбанистов и активистов, показать  своим примером, что если мы объединимся, то можем что-то решить. К сожалению, пока далеко от идеала, — констатировал Юрий.

— Надо людей учить, как взаимодействовать с властью, как продвигать свои идеи, как коммуницировать между собой… — подтвердил Орест. — У нас все привыкли жить отдельно, общественные пространства людей не интересуют. Разными мероприятиями мы собираем людей, и они часто не понимают, чего мы от них хотим. Мы стараемся убедить их, что воплотить в реальность можно разные идеи.

С фразы Ореста «мэр у нас избирается народом, правда, других кандидатур нет» собравшиеся стали обсуждать городское управление. И в Могилёве, и во Львове обнаружились здесь как слабые, так и сильные стороны. Обоим городам есть что улучшать: для НГО там непочатый край работы для продвижения гражданских инициатив и улучшения взаимодействия с госструктурами.

В конце мероприятия Надежда Илькевич из Центра культурного менеджмента, проекта «Город» представила видео, где транслировался пример успешной инициативы, стимулирующей людей на улучшение города самыми разными способами.

Автор:
Фотограф:
Денис Зеленко
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость