На днях под председательством первого заместителя министра лесного хозяйства Александра Кулика прошёл республиканский семинар по организации охраны лесов от пожаров. Упор масштабного мероприятия — на практику, так как теория и реальность порой сильно отличаются, а различным службам не хватает взаимодействия и скоордированности.
В мероприятии приняли участие представители МЧС во главе с заместителем министра по чрезвычайным ситуациям Дмитрием Бегуном и начальником авиации ГААСУ «Авиация» Олегом Яковлевым, украинские коллеги из приграничных районов Ровненской области, а также главные лесничие объединений и лесхозов, директора, представители науки, было сугубо практическим.
Как оказалось, самый главный вопрос — координация действий при пожаре. Всё для обнаружения, предупреждения и тушения лесных пожаров есть: 250 ПХС, 650 ППИ, 513 пожарно-наблюдательных вышек и мачт, 370 из них оборудованы системами видеонаблюдения, 545 пожарных машин. Сейчас Минлесхоз закупает 8 пожарных машин и ещё 31 — для тушения и подвозки людей на места возгораний. На баланс поступили также 20 гусеничных транспортёров для тушения пожаров на заболоченных участках.
Участники ознакомились с противопожарным арсеналом Клецкого лесхоза. Главный лесничий Борис Гаврис отметил, что благодаря чётко налаженному взаимодействию с районным МЧС, в прошлый сезон произошло только единственное возгорание на 6 сотках. За 10 лет в этом учреждении наибольшее количество возгораний случилось в 2006 году — 18. А начиная с 2010-го — не больше одного пожара в год.
Осмотрели специалисты и представленную линейку автомобилей от холдинговой компании «БелГАЗавтосервис». Кстати, директор Боровлянского спецлесхоза Александр Миронович отметил, что у полноприводных грузопассажирских машин ГАЗ «Соболь» лучшая проходимость, чем у УАЗа, плавающая подвеска и высокий клиренс. А главное, герметичный и просторный грузовой отсек, что немаловажно при доставке к месту пожара не только людей, но и необходимого инвентаря.
По дороге в Ганцевичский лесхоз участники семинара осмотрели приём водозадержания на небольшом мелиоративном канале. Это небольшая деревянная плотина, позволяющая в нужный момент за короткий промежуток времени аккумулировать воду и использовать для тушения.
По болоту как по паркету
На Брестчине специалисты смогли оценить тактику тушения искусственного очага пожара с помощью лесопожарного модуля на базе военного вездехода на сильно заболоченном участке Ганцевичского лесхоза. Техника передвигалась по болоту очень легко. В лесной отрасли нашей страны 20 таких вездеходов.
В прошлом году лесхозы Полесья особенно остро столкнулись с возгораниями на заболоченных участках из-за сухой погоды. Тактика тушения сводилась к локализации: вездеходом прокладывали опорную полосу, чтобы появлялась вода, от которой давали отжиг. Если вода после гусениц не проступала, специалисты смачивали следы вездехода, создавая росу и тем самым опорную полосу. Укомплектованы эти машины были модулями и мотопомпами, хотя использование модуля на болоте неэффективно в виду отсутствия источников чистой воды для забора, рассказал замминистра.
Немаловажная функция вездеходов — доставка личного состава к месту тушения. В этом году Брестская область вооружилась ещё тремя машинами ГТ-МУ в довесок к имеющимся двум ВПЛ-149 в Лунинецком и Ганцевичском лесхозах. На некоторых из них имеются следы от пуль, ведь машины использовались в Афганистане в разных целях, в том числе и для вывозки раненых с поля боя.
Познакомились во время практического семинара также и с одним из самых эффективных способов борьбы с огнём — тремя используемыми методами отжига (искусственное выжигание лесных горючих материалов с целью создания надёжной опорной полосы). Проверяли в Ганцевичском лесхозе в действии и огнеупорные средства — комплексил и метафосил.
Как пишет «Беларусская лесная газета», самый зрелищный этап мероприятия — тушение пожара при помощи авиации МЧС: вертолётов Ми-2 и Ми-8.
В Беларуси для тушения лесных пожаров используется самый большой вертолёт Ми-26 с водосливным устройством 15 тонн, место забора воды для этого воздушного судна должно быть размером не менее 70 на 70 метров. У Ми-8 водосливное устройство объёмом 2,5-3 тонны, необходимая площадь для забора воды этим вертолётом — не менее 10 на 10 метров.
Впервые продемонстрировали специализированную ёмкость, которая может разворачиваться в труднодоступных местах и заполняется при помощи водосливных устройств авиации. Вертолёт в этом сезоне будет доставлять её в те труднодоступные места, где отсутствуют какие-либо источники воды. Была продемонстрирована и доставка воды в специальной металлической ёмкости, приспособленной к транспортировке вертолётом. Ёмкость, по мнению первого замминистра, теперь должна быть в арсенале у каждого хозяйства.
Участники семинара осмотрели также линейку пожарных автоцистерн от ООО «Пожснаб», в том числе и те, которые скоро поступят лесхозы. А также имеющуюся на вооружении у Ганцевичского лесхоза: трактор МЛ-10, борона дисковая навесная и плуги ПКЛ и Л-134 на базе тракторов МТЗ, лесопожарный модуль на базе прицепа к легковому автомобилю (Лунинецкий лесхоз), модернизированную бочку РЖТ — лунинецкие лесоводы отказались от насоса и установили мотопомпу с тремя режимами, а также используемые ёмкости на базе автомобилей ЗИЛ (Барановичский лесхоз) и «Урал».
Одна из актуальных проблем — изношенные радиостанции. Поэтому специалисты обсудили возможность перехода на короткочастотные, используемые спасателями, или же на бытовые, поскольку они неплохо себя зарекомендовали в Осиповичском опытном лесхозе..
Александр Кулик, подводя итоги мероприятия, акцентировал внимание участников практического семинара накануне горячего сезона на трёх аспектах. Первое — противопожарная готовность на местах должна быть организована не хуже продемонстрированной на семинаре, в противном случае меры ответственности будут применены самые жёсткие. Второе — в учреждениях необходимо решить вопрос наличия ёмкостей, которыми вертолёт будет подвозить воду, и, самое главное, третье — обучение персонала.
В скором времени для инженеров по охране леса в областях будут организованы практические занятия на базе учебных центров МЧС, чтобы в экстренных случаях действия работников лесной охраны были отточены до автоматизма.