22.06.2018 / 12:06

При всем многообразии беларусского искусства сегодня разве что у независимого театра есть возможность осмыслять и доносить до зрителя те общественные проблемы, которые у нас не принято широко обсуждать. Теракт в Минском метро, домашнее насилие, война на Востоке Украины – эти и другие темы превращаются в объект интерпретаций авторов, давая публике пищу для размышлений.

Вот и брестский театр «Крылы Халопа» не стал размениваться на мелочи, соединив древнегреческую трагедию Софокла «Антигона» с продолжающейся активностью брестчан против строительства аккумуляторного завода рядом с городом.

Результатом стала постановка «Антигона.IPOWER», единственный показ которой прошел при полном аншлаге в Пространстве «КХ».

Зелёный портал узнал у режиссера и директора театра Оксаны Гайко, как появился спектакль и почему экология превратилась в новую религию.

 

Протестуют по-беларусски – боясь и опасаясь

В Беларуси проводятся автосеминары по методике Аспен (направлены на развитие лидерства, критического и глубокого осмысления современными лидерами из разных сфер деятельности проблем общественного устройства и т. п. – прим. ред.), на одном из которых я побывала в апреле. Там же за 3-4 дня я поставила «Антигону».

Это был мощный, экстремальный опыт, который я решила использовать еще раз во время подготовки итогового показа нашей актерской студии. Из той постановки, что я делала на Аспене, я взяла основные мотивы, с которыми довелось работать – мы говорили о храбрости, страхах, наших ценностях, о том, что мы любим и чтим. Мне показалась, что эта храбрость и другие мотивы – это то, что можно привязать к тому, что происходит с аккумуляторным заводом в Бресте.

Для Бреста выступление против завода стало самым громким событием за долгие годы, о котором знают уже по всей стране. Этот длящийся уже полгода протест мне был интересен скорее не с экологической точки зрения, потому что я сильно в этом не разбираюсь, и, может быть, не очень верю, что это так вредно.

Важнее для меня оказался сам феномен протеста и то, как он происходит. Меня многое в нем поначалу не устраивало. Долгое время я критиковала то, как люди протестуют. Потому что по-беларусски протестуют – боясь и опасаясь.

Потом я сходила на разрешенный властями митинг «Брестчанки против свинца», посмотрела и подумала, что надо как-то изменить угол зрения и сделать поправку на то, что наши люди больше двадцати лет в таком «прибитом» состоянии живут, не решаясь слова поперек сказать, если их что-то не устраивает.

Я решила посмотреть на брестские события с точки зрения храбрости и подумала, что нужно в постановке не критиковать, а повысить планку, начать говорить, что люди – храбрые, они молодцы. И чтобы они сами начали так думать.

Актеры в спектакле говорят «моя храбрость в том, что…», рассказывая о собственных очень личных вещах. И зритель задумывается – а я в чем храбр, а я бы за что боролся, где моя смелость. Мы провоцируем подобные состояния.

 

«Некоторые из нас…»

Постановка возникла как итог работы актерской студии театра КХ, которая работала с января по июнь. Она уже вторая. Первую мы проводили два года назад, закончилась она постановкой на тему беженцев.

Идея студии в том, что взрослые люди, непрофессиональные актеры, учатся, каждый для себя что-то ищет в тренинге, и заканчивается учеба постановкой, которая должна быть показана перед публикой.

Еще одна из задач театральной школы в том, чтобы участники учились воспитывать критичный взгляд и реализовывать его в театральной форме. Мы выбираем тему, которая является социальной и острой. На сегодняшний день им оказалась история с заводом. Сделать высказывание об этом нам показалось важным, и важно, чтобы оно прозвучало именно от людей искусства.

Спектакль состоит из нескольких слоев. В нем звучит хроника событий. Мы посчитали важным, чтобы она прозвучала: как недовольство прессовали, как люди выходили, что происходило. Плюс прозвучали комментарии пользователей интернета, о том, что люди думают о происходящем с заводом. 

Потом мы применили технику театра She She Pop – это группа из Германии. Моя коллега Света была на там воркшопе, и техника, которой ее обучили, оказалась очень органичной для постановки. В ней актеры кратко высказываются на определенную тему. Начиналось все это с реплики «Некоторые из нас…» Получается очень кратко, но информативно.

Следом звучат истории. Часть из них взяты извне, никак не связаны с заводом, но обязательно с городом. Было важно, чтобы это были истории брестчан, их личной храбрости.

Одна девушка рассказывала о том, как репрессировали ее родственников. Она сама написала текст, и он прозвучал. Был монолог Праведницы мира из Бреста Полины Головченко, он ранее фигурировал в нашем проекте Brest Stories Guide, о том, как она спасла мальчика Мишу и других евреев от смерти. Его тоже решено было включить, потому что это о невероятной человеческой храбрости.

Еще одной частью была актерская импровизация, которой ребята занимались полгода. Все это мы соединили. И получился спектакль.

 

Экология стала новой религией

Я говорила, что не уверена в том, что завод ухудшит качество жизни в городе. С аккумуляторами мы сейчас все живем. И это производство сегодняшнего и будущего дня. Я бы воздержалась от радикальных точек зрения на проблему.

В таких случаях я обычно вспоминаю словенского философа Славоя Жижека, который говорит, что экология стала новой религией, когда звучит слово «экология», люди безоговорочно начинают верить. Ах, это экологично, значит все в порядке, молимся и верим.

По Жижеку, это не очень хорошая позиция, она не является критичной. И мне кажется, что что-то в этом есть.

Хотя понятно, что неприятно иметь трубу завода под окнами дома, есть независимые экспертизы, которые говорят, что завод вреден, но тем не менее. Сегодня мне трудно высказать однозначное мнение.

 

Храбрые и талантливые

История с заводом – это точка отсчета, общественный вызов. Он здесь самое главное. К нам пришло много людей, более шестидесяти человек, зал едва уместил зрителей. В основном всех привлекла тема.

И после показа было долгое обсуждение – и люди высказались, что такое искусство необходимо. Активисты интересовались у актеров их гражданской позицией, поменялась ли она у них, стали они активнее, почему они пришли в театр.

Сами актеры были довольны и счастливы. Для них это был мощный опыт, и они испытали массу эмоций, потому что каждый боялся выходить на сцену. Из всего набора дошли до показа далеко не все, буквально в последний момент отказывались, говорили, что не решаются.

Дело было не в самой теме, сколько в страхе выступать публично. Мы коллективно сошлись на том, что хотим сделать постановку о заводе.

Блогер Кабанов, один из активных участников протеста, пришедший на показ, сказал, что сам бы на сцену выйти не решился. Так что мои актеры – храбрые талантливые люди.

Это спектакль work-in-progress и большой вопрос – продолжим ли мы его показывать. В его создании принимали участие не актеры театра, а люди, которые занимались в актерской студии. Было заявлено, что будет финальный  показ работы студии.

Я была бы рада его доделать, но не могу настаивать – заявленный формат был выполнен, а дальше все упирается в желание людей, которые в постановке участвовали. И тут я не в праве настаивать.

Возможно, если появятся возможности показать спектакль где-то ещё, мы его доделаем. Студия продолжит работу в любом случае, будет это новый набор или выпускники продолжат работу, пока открытый вопрос.

Автор:
Фотограф:
Юлия Кучко
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость