Кто такие общественные экологи?
Конкурс, в котором победил Сергей, проходит каждый год. Его проводят Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды и ведомственные областные комитеты. Лучшего общественного эколога выбирают из числа тех, кто ранее был зарегистрирован и вёл деятельность в этом качестве. Таких порядка тысячи человек.
Победители областного этапа конкурса награждаются дипломами, республиканского — вдобавок ещё и денежными премиями. Призёров выбирают, оценив их работу за предшествующий год по критериям содействия Минприроды и его территориальным органам в проведении природоохранных мероприятий, участия в распространении экологической информации, пропаганды и воспитания у граждан бережного отношения к природе, повышении их экологической культуры.
В этом году лучшего из лучших в Брестской области определяли среди 30 человек. Из них 12 отсеялись на стадии подачи документов. А в лидеры вышли двое — нынешний победитель и Игорь Спасёнников, инженер лесного хозяйства на Беларусской железной дороге.
По словам заместителя начальника отдела правовой работы и координации контрольной деятельности Брестского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Алексея Лячека, Сергею Магонову отдали первое место потому, что его помощь была более глобальной. Это и международная деятельность, и работа с органами Минприроды, и услуги гражданам.
Суд как способ повысить экокультуру
Согласно замыслу, статус общественного эколога стимулирует неравнодушных граждан включаться в охрану окружающей среды и позволяет более тесно взаимодействовать с органами Минприроды.
— Моя активность заключалась прежде всего в повышении экологической культуры общества, — рассказывает Сергей Магонов. И признаётся, что его методы были как классическими, так и довольно необычными.
Классические — это участие в образовательных мероприятиях по юридическим аспектам охраны окружающей среды. А специфические заключались в ведении судебных процессов в защиту экологических прав общественности.
Второе, как считает Сергей, может быть эффективнее любой лекции или конференции: «Человек на живом примере видит, как он может в суде защитить свои права на благоприятную окружающую среду, доступ к экологической информации или участие в принятии решений», — говорит он.
Магонов участвовал и в более прозаических акциях местного значения. Например, летом вместе с Виктором Гришкевичем, владельцем агроусадьбы в деревне Евсимовичи Кобринского района, он провёл акцию по очистке местного озера от пластиковых бутылок, нигде этого не афишируя, без официоза и пресс-конференции.
Общественным инспекторам природоохраны нужен статус
Несмотря на то, что его заслуги заметили и признали, Сергей весьма скептически относится к институту общественных экологов.
— В существующем виде он не оправдывает себя и не приносит ощутимой пользы обществу, — считает он. — До середины 2013 года общественные инспекторы охраны природы в Беларуси имели более понятный статус и функции.
По его мнению, тогда деятельность общественных инспекторов была более эффективной, чем сейчас.
Сегодня прежний институт упразднён, и государство имеет монополию в контрольной деятельности. Сергей говорит о том, что компромиссный вариант между старым и новым институтами был бы лучше, чем нынешний. Ему хотелось бы, чтобы общественность имела бы больше контролирующих функций, чем теперь.
— Общественности не нужны полномочия ревизоров, достаточно просто разрешить участвовать в охране общественного порядка в экологической области, — считает Магонов.
— Такая позиция на фоне многочисленных форм добровольных дружин, функционирующих как самостоятельно, так и при органах внутренних дел, пограничной службы, добровольных пожарных дружин и отрядов по охране правопорядка, выглядит более чем странной, — констатирует он.