23.02.2016 / 13:02

Урбанизация – неизбежное следствие развития технологий. При множестве возможностей, которые открывает город, он несёт нам и ряд опасностей. Экологическая обстановка в городах, как правило, хуже, чем в сельской местности. Но если проблемы промышленного загрязнения можно решить с помощью современных технологий, то есть опасности, практически неподвластные человеческому контролю. Среди них главная проблема – это эпидемии, очагами которых становятся в первую очередь крупные города.

Каждый год мы становимся свидетелями и невольными участниками вспышек заболевания гриппом. Они часто переходят эпидемический порог, унося человеческие жизни. В этом году эпидемии прошли у наших соседей – Украине, России и Польше. У нас, по официальным заявлениям, сохранился островок здоровой стабильности. Правда, скептики напоминали, что в переполненных поликлиниках и больницах просто не ставят диагноз грипп, ограничиваясь более «безобидным» ОРВИ. Повезло нам или мы просто стали участниками хитрой статистики – вопрос, на который ответа не будет. Но происходящее у нас и наших соседей – повод задуматься об опасности эпидемий и роли урбанизации в их развитии.

Эпидемии и пандемии

Эпидемией считается быстрый процесс распространения заболевания. Правда не существует универсального порога для всех болезней. Часто эпидемической признают ситуацию, когда количество заболевших превышает 5% населения. Но есть заболевания с однопроцентным эпидемическим порогом. К тому же в разных странах могут действовать свои критерии определения эпидемии.

В особо критических ситуациях, когда болезнь не удаётся остановить, эпидемия перерастает в пандемию. Крупнейшими в истории были пандемии Юстиниановой чумы, унёсшей в шестом веке нашей эры около 100 миллионов жизней, бубонной чумы 14 века, чьей жертвой стали 50 миллионов жителей Европы, и «испанка» - грипп, убивший в течение нескольких лет после первой мировой войны около 50-100 миллионов человек. Но переболели им 550 миллионов, что на тот момент составляло почти 30% населения планеты! Именно испанка и стала «звонком» об опасности эпидемий в современном обществе с быстро растущим населением, и набирающими обороты процессами урбанизации.

С тех пор изменилось очень многое – города стали ещё больше, как и международные транспортные потоки, а бактерии и вирусы постоянно мутируют, становясь устойчивыми к лекарствам. Конечно, сложно однозначно сказать, стало ли эпидемий больше, чем их было в прошлые столетия. С одной стороны развитие медицины позволило победить ряд болезней, которые раньше могли приводить к эпидемиям. В частности, такие опасные как оспа и тиф. С другой стороны, ежегодно в странах Африки и Азии происходят вспышки холеры и чумы. Да и в такой развитой стране как США, отмечаются случаи заболевания чумой.

Однозначно можно утверждать, что распространение болезней сегодня происходит быстрее и на большие расстояния. Все древние пандемии были локализованы континентом, в рамках которого существовали тесные торговые связи. В других частях планеты об этих эпидемиях даже не знали. Сейчас же заболевания могут распространяться за десятки тысяч километров. Показательный пример – вирус MERS, который появился в прошлом году в странах Ближнего Востока, но привёл к эпидемии в Южной Корее. Туда он был занесён одним заболевшим человеком, прилетевшим в Корею из Саудовской Аравии. А дальше – стандартный путь распространения болезни в современном городе: общественный транспорт и другие места скопления людей, которые становятся катализатором развития эпидемии.

Городской фактор

Для возникновения эпидемии необходимо всего три фактора: источник заболевания, механизм его распространения и восприимчивые к нему живые существа. Город – идеальное место, где все три фактора совпадают. Во-первых, при высокой плотности населения значительно возрастает риск большого количества источников инфекций, так как среда благоприятна для размножения бактерий и вирусов. По той же причине значительно упрощаются механизмы их передачи, так как взаимодействие тысяч людей происходит постоянно. И наконец, в силу ослабленного стрессами и неблагоприятной экологической ситуацией иммунитета, городские жители всегда в зоне риска. Это, конечно, неоднозначное утверждение, ведь и проживание в сельской местности может быть сопряжено с теми же причинами снижения иммунитета. Но в целом хотя бы по причине наличия крупных предприятий и больших транспортных потоков, вредных выбросов в атмосферу в городах больше, и их влияние на здоровье людей неизбежно.

Напугавшая планету и показавшая неготовность медицинского сообщества решить эту проблему, эпидемия лихорадки эбола стала доводом в пользу пессимистичных прогнозов футурологов. Специалисты прямо говорили, что если эпидемия начнёт распространяться в 20-миллионном Лагосе, остановить её будет невозможно. Как невозможно было и не допустить её в другие страны. Пусть и единичные, но всё-таки были отмечены случаи заболевания в США и странах Европы. В большинстве своём заболевшие были врачами, прилетевшими из Африки, из мест возникновения эпидемии. Но ведь есть немало вирусов, которые могут пересекать границы не с людьми, а с товарами. И в таком случае отследить и пресечь их распространение становится практически невозможным.

Рассматривая специфику города в распространении заболеваний, мы в основном говорим о нормальной повседневной жизни, с действующей инфраструктурой города. В случае же техногенных катастроф, террористических атак или войны, ситуация и вовсе выходит из-под контроля. И дело не только в проблемном доступе к медицинской помощи в таких условиях, а в самих изменениях окружающей среды. В случае разрушения системы водоснабжения и канализации в многотысячных городах эпидемия становится неизбежной. И остановить её не устранив в кратчайшие сроки саму причину будет невозможно.

Мутации и устойчивость к лекарствам

Не менее важная проблема – мутация вирусов. Грипп мутирует ежегодно и по нескольку раз. Различные его штаммы в течение месяцев, а иногда и недель, становятся устойчивыми к лекарствам. А это значит, что в случае крупной эпидемии новые лекарства просто не успеют создать и остановить её будет невозможно. По этой же причине бессмысленными становятся прививки против гриппа, поскольку за время, прошедшее после прививки и до начала эпидемии вирус может мутировать.

Антибиотики, спасшие миллионы жизней в течение двадцатого века, сегодня стали «ахиллесовой пятой» медицины. Проблема в том, что из-за некомпетентности некоторых врачей, назначающих антибиотики «на всякий случай», неправильного их использования пациентами (прерывания курса лечения раньше времени), и уже названной мутации наиболее сильных микроорганизмов, со временем каждое поколение антибиотиков становится неэффективным. А каждое новое поколение всё более сильное, с большим количеством сильно выраженных и опасных побочных эффектов. В результате мы движемся к ситуации, когда риск погибнуть от некоторых болезней может стать сравнимым с риском умереть от сильнодействующих лекарств. Это одна из причин, почему новые виды антибиотиков практически не разрабатываются. Вторая – они не приносят фармацевтическим корпорациям тех постоянных доходов, что дают лекарства для лечения хронических заболеваний.

В качестве примера заболевания, развивающегося путём адаптации к лекарствам, можно назвать туберкулёз. Беларусь, согласно докладу ВОЗ находится на пороге эпидемии туберкулёза. Если ситуация не изменится – порог мы перейдём к 2020 году. Основной причиной сложившейся ситуации специалисты ВОЗ называют неправильное лечение больных туберкулёзом, в результате которого около половины из них в Беларуси уже стали не восприимчивыми к лекарствам. То есть они стали носителями мутировавшего заболевания, и останутся таковыми до конца жизни. Это делает практически невозможным пресечь распространение вируса. Естественно ни один врач не признаёт свою вину в увеличении невосприимчивых к лекарствам больных, и проблема только усугубляется. Такая же ситуация с туберкулёзом в России, Украине, Казахстане и Индии. То есть значительная часть планеты находится на пороге эпидемии этой болезни.

Касательно статистики людей, невосприимчивых к антибактериальным препаратам, то её нет. Точнее оценки приблизительны и очень сильно отличаются. По самым оптимистичным оценкам таких людей на планете около 700 тысяч, но к 2050 году будет 10 миллионов.

Несмотря на уровень развития медицины, время от времени человечество сталкивается с совершенно неизвестными заболеваниями. К примеру, в 2014-2015 годах в США отмечалась вспышка болезни, по симптомам схожей с полиомиелитом. Болели дети, и почти сто человек остались парализованы. Но при этом врачи так и не сошлись во мнениях, что это был за вирус. И, следовательно, не было найдено лекарство от него. К счастью, вспышка заболевания не переросла в эпидемию, хотя случаи заболевания отмечались в 34 штатах, то есть территория распространения была весьма большой.

Все вышеперечисленные факторы обеспечили эпидемиям место во всех апокалипсических прогнозах. И на фоне многих других бед человечества, они выглядят значительно опаснее, поскольку никогда в полной мере не контролируются людьми. Если возникнет вирус, соединяющий в себе простой путь заражения, что сделает его распространение очень быстрым, длительный инкубационный период, что сделает невозможным ограничить ареал распространения, и устойчивость к существующим лекарствам, он может уничтожить миллионы людей. И в первую очередь в опасности будут жители городов.

Автор:
Фотограф:
rsute.ru, news.tut.by, vladtime.ru, bykvu.com, ghall.com.ua
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость