23.02.2018 / 08:02

Закон о производстве и обращении органической продукции готовили не один год, но обещают принять уже весной. Появится и беларусский символ для органической продукции, но эксперты советуют не слишком обольщаться: работы хватит всем.

Депутаты проголосуют весной

Многолетние разговоры о написании закона идут к закономерному завершению: скоро он будет готов.

«Сегодня хороший день для органического сельского хозяйства – в Совете республики проходит заседание по обсуждению законопроекта», – cказала Лана Семенас, председатель правления экологического учреждения «Агро-Эко-Культура», 22 февраля на открытии V Международной научно-практической конференции по развитию органического сельского хозяйства в Беларуси.

Органическое сельское хозяйство опирается на управление экосистемой, а не на использование внешних сельскохозяйственных ресурсов (часть определения ФАО, 1999 год)

В марте 2017 года прошло общественное обсуждение закона, и актуальная его версия доступна на сайте Минсельхозпрода (скачать). Как сообщил 21 февраля первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Леонид Маринич, возможно, что закон вынесут на голосование на весенней сессии парламента и примут уже в первой половине 2018 года.

«Органическое сельское хозяйство в Беларуси на начальном этапе развития, но этот сегмент активно заполняется, – уверяет Татьяна Карбанович, заместитель начальника главного управления растениеводства Министерства сельского хозяйства и продовольствия. – [И] со стороны главы государства и правительства Республики Беларусь есть поддержка для этого направления».

Органическую продукцию производят в 179 странах мира, из них 87 стран имеют собственные тематические законы, 17 находятся в процессе разработки, а 20 имеют стандарты.

 

Через год начнёт действовать национальная маркировка

С 1 января 2019 года, после принятия закона, у органических хозяйств Беларуси появится возможность использовать не только европейский, но и национальный символ органического продукта. Его разработал Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации в рамках подготовки подзаконных нормативных актов – ТКП.

Использовать собственную маркировку смогут импортёры или беларусские производители, которых пока немного: всего 17.

Иллюстрация из презентации Натальи Паречиной, ЦЭР
Иллюстрация из презентации Натальи Паречиной, ЦЭР

Значок будут наносить на продукцию, которая соответствует требованиям органических стандартов и прошла сертификацию. Другие обозначения – например, биопродукт или натуральный продукт – приравниваться к маркировке не будут.

 

«Я призываю к сдержанному оптимизму»

Возможно, реализацию закона осложнят противоречия, возникающие как на местах, так и на уровне руководящих органов, что видно по некоторым выступлениям:

«Могу сказать, что в Беларуси большинство производимой сельскохозяйственной продукции, исходя из объемов внесения минеральных удобрений в почву, относится к продукции органического земледелия», –цитирует БелТА высказывание Леонида Маринича на круглом столе 21 февраля.

Неясно, имел ли он в виду действующие нормы для хозяйств, или иронизировал, вспомнив нехватку и дороговизну удобрений. Но сертификаторы в любом случае бы не согласились: подтвердить статус органического продукта невозможно при использовании минеральных удобрений.

Несмотря на порой возникающие проблемы, сторонники органического сельского хозяйства уверены, что им не мешают двигаться вперёд.

«[Будущее] принятие [закона] – важный символический сигнал, что государство и министерство сельского хозяйства обращают внимание на эту тему. Те, кто работает, уже идут в этом направлении, и сейчас нет никаких препятствий. Поэтому я призываю к сдержанному оптимизму», – говорит Евгений Лобанов, директор Центра экологических решений.

 

Без дотаций цена возрастает в 2-3 раза

Возможно, реализацию закона профинансируют из республиканского и местных бюджетов в рамках выполнения госпрограмм. Но пока поддержка фермеров государством невелика, что намного усложняет переход от традиционного земледелия к органическому.

Татьяна Карбанович уточняет, что этот тип сельского хозяйства важен, потому что поможет обеспечить людей качественными продуктами, уменьшить воздействие химических удобрений на природу и здоровье людей, развивать малое и среднее предпринимательство, а также увеличивать объём экспорта.

Как показывает опыт Украины, экспорт иногда существенно стимулирует развитие производителей нашего региона: до 90% органической продукции Украины идёт на экспорт, из них около 70% в ЕС, 20-25% – в США.

Возможно, это одна из альтернатив крупных дотаций, которые иногда практикуют. Как говорит Евгений Милованов, председатель правления Федерации органического движения Украины, размер поддержки в разных странах может варьироваться от нескольких десятков до 1,2 тысячи евро на гектар

А продукты могут быть как бесплатными, так и дороже на 15-20%, чем обычные. Это стимулирует продажи в большей степени, чем у нас.

«То, что они [в Германии] дороже – и правда, и нет, – говорит Евгений. – В большинстве случаев цена – это затраты фермера, ведь часть своего дохода он уже получил в форме дотаций. А те 15-20% [без дотаций] могут превратиться в 2-3-кратный рост цены».

 

Производство продуктов для богатых – это не про устойчивость

И в Беларуси многие фермеры с удовольствием экспортировали бы свою органическую продукцию за границу, как уверен Евгений Лобанов. Но специалисты из ближайших стран советуют не делать это единственной целью.

«Вам следует обратить внимание на ошибки Европы и не повторить их, – говорит Рамона Думиничою, представительница Европейской координационной комиссии и Ассоциации крестьян Румынии. – Иначе это будет не решением, а частью проблемы. Органическое сельское хозяйство – важный фактор развития местной экономики, а производство продуктов для богатых – не решение. Нужны разнообразные продукты и для малоимущих».

Расширить видение органического сельского хозяйства в этом году пробуют организаторы конференции 22 февраля – экологическое учреждение «Агро-Эко-Культура», учреждение «Центр экологических решений», общественное объединение «Экодом», Министерство сельского хозяйства и продовольствия.

«Стоит изменить парадигму, – говорит Лана Семенас и предлагает рассуждать в контексте устойчивого развития. – [Ведь] органическое сельское хозяйство связано с правами человека и с местными сообществами. Нам нужен более целостный подход, чтобы спасти планету, как бы высокопарно это ни звучало».

Пока парадигма изменится лишь для тех в Беларуси, кто о ней знает: у нас менее 1% земель занято органическим сельским хозяйством, в то время как в 12 из 252 стран и территорий мира уже 10%.

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость