23.04.2018 / 17:04

Хотите увидеть огромные скелеты, заформалиненные органы, экзотические чучела? Сегодня мы вам расскажем, где всё это всё находится. А ещё познакомим с самыми уникальными предметами коллекции.

В рамках «Феста экскурсоводов» Анатомический музей Витебской ордена «Знак почёта» государственной академии ветеринарной медицины открыл двери для всех желающих. Обычно сюда попасть можно в определённые часы субботы или во время Дней открытых дверей, которые проводит академия.

 

Как это сделано

– К нам приходит труп, мы его разделываем, варим, получаем кости, сушим и уже в лаборатории собираем. Так получаются скелеты, – экскурсию в этот день проводили студенты академии Илья Иванович и Михаил Скорин. Молодые люди знают о музее практически всё: они – те, кто сейчас изготавливает необычные экспонаты.

Тела животных в музей попадают самыми разными путями. Часто это – бывшие питомцы зоопарков, не обязательно Витебского. Ещё один источник – клиники, которые работают при Академии. Увы, не всех пациентов удаётся вылечить. И очень часто хозяева не забирают трупы: в случае с домашними любимцами это решение во многом диктует отсутствие в городе кладбища для животных, крупных зверей тоже хлопотно и транспортировать, и захоранивать.

– Когда нам оставляют умерших животных, – рассказывают экскурсоводы, – мы можем проводить манипуляции на их трупах, разбирать на органы. Всё происходит точно так, как в анатомичке Медицинского института, на живых зверях мы не экспериментируем. А некоторые из оставленных животных становятся экспонатами Анатомического музея.

Изготавливать такие экспонаты – не самое простое дело, у этой работы есть свои тонкости.

Самое сложное – считают ребята – сохранить все кости. Чем более мелкое животное, тем кости мельче. Они могут быть размером не больше ногтя, не удивительно, что при варке и чистке такие части скелета могут потеряться. Казалось бы, мелочь. Но специалист сразу заметит её отсутствие, а скелет без таких мелочей уже не сможет служить учебным пособием.

Кроме наличия всех костей, очень важно соблюсти углы, под которыми они крепятся друг к другу. Только в этом случае можно понять, каким образом животное передвигается, как стоит на ногах. Крепление костей под определённым углом – та работа, с которой трудно справиться одному: в этом случае студенты обязательно работают по двое, а то и по трое.

– К нам каждый месяц поступает что-то интересное, – говорят молодые люди. – Например, до сих пор у нас не собран скелет кенгуру. Этому есть две причины: не хватает времени, а ещё – знания анатомии экзотического животного. Ведь очень хочется сделать всё без ошибок.

Отдельный вид работы – создание учебных экспонатов, у которых будут видны мышцы и связки. Для таких целей берут тела молодых зверей, которыми легче манипулировать.

– Мы разделяем по фасциям все мышцы, чтобы было понятно, откуда она идёт, где закреплена. Потом тряпки, смоченные в формалине, закладываем во все свободные места между мышцами. Когда ткань высыхает, её нужно проформалинивать снова. Процесс изготовления такого экспоната занимает почти неделю. Формалин очень сильно сушит руки, но работать же можно в перчатках. А вот слизистая носа и глаз – самые уязвимые, во время работы постоянно плачешь и сморкаешься...

Мышцы таких экспонатов покрывают лаком, а кости скелетов хорошо хранятся и без покрытия. Единственное условие: в помещении должно быть максимально сухо.

 

5 уникальных экспонатов Анатомического музея Ветеринарной академии

За почти вековую историю – музей был создан как скелетная мастерская профессором Николаем Прозоровым в 1925 году – здесь собралось более 1500 экспонатов. Каждый из них интересен по-своему. Из них мы выбрали пять, которые особенно впечатлили благодаря своим уникальным размерам, возрасту, историям. Примечательно, что почти все эти звери погибли по вине людей: в цирке, на охоте, в зоопарке…

Если вам повезёт оказаться в стенах необычного музея, не пропустите эти экспонаты.

Индийский слон

Единственный в Беларуси скелет взрослого слона находится в Витебске. Принадлежал он индийской слонихе по имени Нелли. Нелли вынуждена была работать в цирке, выступала на аренах Берлина и Москвы. А вот в Минске животному не повезло: слониха оступилась и упала с тумбы, сломав кости таза. Несчастное животное не удалось вылечить. Тело слонихи привезли в Витебск, где и изготовили скелет. К слову, это было возможным благодаря наличию в 80-е годы прошлого века в академии кремационной печи. Сейчас печь демонтирована.

– Даже в Питере в музее нет слона, – замечает Илья Иванович. – Зато есть крокодил.

Лошадь породы Гунтер

Животное возило на своей спине графа Петра Витгенштейна. Выжив в войне 1812 года, лошадь сломала ногу во время охоты. Вылечить её не удалось. Специалистов, которые изготовили чучело, граф вызвал из Парижа. После революции, попутешествовав по графским имениям, чучело переехало в кабинет Наркома земельных дел БССР, принадлежало столичному сельхозинституту и Горецкой академии. В 1933 году навсегда прописалось в Витебске.

Несмотря на отличное состояние чучела, современные студенты замечают небольшие огрехи. Так, лошадь сделана несколько полноватой для своей породы. Специалисты не могут этого не замечать.

Верблюд

На самом деле, в музее целых три верблюжьих скелета. Но последний из попавших сюда особенно примечателен. Он принадлежал верблюдице Шериде. Два с половиной года назад животное привезли в Ветакадемию из частного зоопарка Смоленска: российские доктора не могли понять, почему верблюдица отказывается от еды и питья. Под присмотром врачей в клинике академии у Шериды появились улучшения, но до конца животное так и не оправилось.

Верблюдица умерла в Витебске, здесь и осталась навсегда.

Человек

В годы Второй мировой войны в здании академии находилась тюрьма и пыточная камера. Неудивительно, что послевоенные студенты постоянно находили в округе человеческие кости. Из них и собрали человеческий скелет, который стоит в музее.

Несмотря на то, что череп у сборного скелета мужской, таз принадлежал ребёнку, а рёбра, скорее всего, женские, он выглядит вполне гармонично.

Кот и крыса

Возможно, этот экспонат не самый экзотический. Но он поражает тонкостью работы. Собранный из маленьких косточек, скелет кота держит в зубах собранный из крошечных косточек скелет крысы.

Экспонат поместили под стекло. Это вполне логично: повредить хрупкую работу можно легко, восстановить – куда сложнее.

Автор:
Фотограф:
Виктория Дашкевич
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость